Власичева Татьяна
Конспект НОД «Чайные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 22 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЗОРЕНЬКА»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. О. МЫТИЩИ
КОНСПЕКТ НОД
Подготовил
Воспитатель Власичева Т. А.
Г. Мытищи
2022г
Цель:
Приобщать детей к русской народной культуре, познакомить с традицией чаепития на Руси.
Задачи:
Образовательные:
Расширять общий кругозор детей.
Публикация «Конспект НОД „Чайные традиции на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чай, чайные листья
- Чай. Традиции русского чаепития
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
Познакомить детей с традицией чаепития и историей появления чая и самовара
Расширять словарный запас: подстаканник, традиция.
Развивающие:
Развивать у детей творческие способности, эстетический вкус.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, уважение к традициям.
Воспитывать любовь к Родине через приобщение к русской национальной культуре.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое
Предварительная работа
Беседа с детьми о истории возникновения чая, о его разновидностях, разучивание пословиц и поговорок о чае, рассматривание картин русских художников на тему «чаепития»
Материальное обеспечение:
Презентация на тему,глобус,самовар старинный, самовар, расписанный жостовской росписью, жостовский поднос с чайной посудой и угощением, стакан с подстаканником, краски гуашь, кисти,салфетки, шаблоны заварочных чайников для росписи.
Ход:
Воспитатель:
Здравствуйте гости дорогие:
Гости званные и желанные,
Красивые и молодые
Застенчивые и боевые!
Гости на порог – Хозяйке радость!
Вот так на Руси приветствовали гостей
Ребята а теперь вы поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети здороваются
Здравствуйте гости дорогие
Воспитатель:
Перед нами глобус- это вся наша планета Земля. На этой планете много разных стран. У каждой свои песни, танцы, традиции.
-А вы,знаете,что такое традиции?
Традиция – это то, что имеет большое значение для человека, полученное от предшественников и в дальнейшем будет передаваться из поколения в поколение.
Воспитатель:
Да,дети, сколько народов на планете столько и традиций.
-А в какой стране мы живём? (в России)
Сегодня мы поговорим с вами об одной очень интересной русской традиции. Это чаепитие.
Было время, когда на Руси о чае ничего не знали – пили квасы, травяные настои, а чаёвничать начали лишь 300 лет назад. Было это так: в качестве подарка в 1638 году монгольский посол царю Михаилу Фёдоровичу Романову привёз пакеты с чаем. Чай понравился, его стали пить как лекарство, которое бодрит. Он настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным напитком.
Но изначально чайная традиция зародилась в Китае :
Существует предание: очень много веков назад китайскому императору кипятили воду, в сосуд случайно упало несколько листочков с чайного куста и вода потемнела, от неё исходил приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Именно таким было первое в мире чаепитие.
Дети садятся
Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Лишь позже чай активно стали использовать в русском быту.
.
Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского чаепития.
Показ слайдов
Посмотрите кто - то любит пить чай из блюдца, держа его под донышко.
- Для чего наливали чай в блюдце как вы думаете? (чтобы чай быстрее остыл)
А вообще чай любили пить из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. А для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думаете, что такое подстаканник? (ажурная подставка с ручкой)
- Для чего его придумали (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
На чай собирались всей семьёй и это была традиция
Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.
Русское чаепитие проводилось в гостиной, на веранде или на открытом воздухе. К чаю подавали крендели, калачи, бублики, пряники.
В старину чай разливала сама хозяйка. Было правило чай должен разливать всегда один и тот же человек хорошо с этим делом знакомый.
А еще ни одно чаепитие не обходилось без очень важного атрибута.
А что это вы узнаете если отгадаете мою загадку.
Загадка
Мой сердечный друг приятель
В чайном тресте председатель :
Всё семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий:
Без вреда глотает щепки.
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит как паровик
(Самовар)
Воспитатель
Да это русский самовар, главный атрибут русского чайного стола.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит старинный самовар.
- Как вы думаете почему его прозвали «самовар»?
Ответы детей
Воспитатель
Сам варит
- А что он варит?
-Воду
Да, ребята, раньше говорили, что «варили воду», а не кипятили.
Воспитатель:
Присаживайтесь на свои места.
Появление самовара связано с широким распространением чая на Руси.
А вот изобрели первый самовар в городе Туле братья Лисицыны, он был изготовлен из меди. Для растопки использовали щепки и шишки. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала.
Самовары получили широкое распространение. Каких только самоваров не делали. Они были сделаны из разных материалов (серебро, медь, железо) и разных форм (круглые, овальные, квадратные, а современные самовары уже не приходится растапливать, они работают от электричества, их искусно украшают росписью
Показ слайдов
А сейчас давайте разомнёмся и представим, что мы чайная посуда.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный как начальник
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
(Пружинка, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца
Только стуки – разобьются
(Кружиться и рисовать руками круг)
Вот серебряные ложки
(Потянуться руки сомкнуть над головой)
А вот Жостовский поднос
Он посуду нам принёс
(Сделать большой круг руками)
Дети садятся.
- А как же заваривали чай?
Воспитатель рассказывает и показывает.
В заварочный чайник насыпали заварку, заливали скипевшей водой, а потом ставили поверх самовара.
А для чего его ставили поверх самовара, как вы думаете?
Правильно, чтобы лучше настоялся.
А почему на самоваре он лучше настоится?
Правильно. Потому что он горячий и чай дольше не остывает и лучше настаивается.
Когда чай заварится хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара. Именно так разливался чай.
Пока наш чай заваривается, я предлагаю вам расписать заварочный чайник жостовской росписью, для этого проходите и занимайте свои рабочие места.
Дети занимают рабочие места
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним какие этапы росписи мы будем использовать в работе.
Дети
1-й этап- прокладка
2-й этап – бликовка
3-й этап – привязка
4-й этап - орнамент
Дети приступают к работе, расписывают заварочный чайник жостовской росписью.
Итог:
Воспитатель:
Какие красивые чайники у вас получились.
Вы последовательно выполнили все этапы.
Оставляйте свои чайники на столе, мы обязательно разместим их на нашем вернисаже.
А сейчас подходите ко мне.
Воспитатель:
Скажите, что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети отвечают
Ребята, а давайте вспомним пословицы о чае.
«Выпьешь чайку – забудешь тоску»
«Чай попьёшь- 100 лет проживёшь»
«Самовар кипит – уходить не велит»
Воспитатель
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться
Чай всех снадобей полезней
Помогает от болезней
Чёрный, красный и зелёный
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой
Хорошо, гостей встречая
Посидеть за чашкой чая!
Воспитатель разливает чай и угощает гостей.