Армашова Надежда
Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая».
Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных видах чая; рассказать о том, что человек в заваривание чая вкладывает душу и любовь.
Словарь: заварка, крупнолистовой, мелколистовой, чай в пакетиках, зеленый чай, черный чай, чайная посуда, сахарница.
Продукты: зеленый и черный чай, крупно- и мелколистовой чай, разные виды чая.
Публикация «Конспект занятия в рамках проекта „Русский самовар и чаепитие на Руси“» размещена в разделах
Оборудование: заварочный чайник, электрический чайник, грелка на чайник, чашки, стаканчики,
Предварительная работа: Выставка разных сортов чая, беседа о чае, рассматривание картин разных художников о чаепитии
Ход занятия.
Воспитатель - Дети сейчас я вам загадаю загадку
«Это восточное изобретение,
к нему желательно варенье.
Но если такового нет
Сойдет и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой.
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. (Чай)
Воспитатель: Да, действительно, это чай. Прекрасный и полезный напиток. Про чай поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку. Давайте послушаем с вами песню «Русский чай». Прослушивание песни.
Воспитатель: Дети, давайте вспомним, откуда появился чай.
– Ответы детей.
Воспитатель: С тех пор как люди, открыли для себя чай, он ценится очень высоко, особенно выращенный в Китае. Его пили во время торжественных праздников, его употребляли, как лекарство.
– А какими лекарственными свойствами обладает чай? (помогает при простуде, болях в животе, снимает усталость, чаем промывают глаза)
Воспитатель: Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство, а позднее его стали употреблять как напиток с нежным ароматом и приятным вкусом. Чай запрещалось вывозить за пределы Китая. О китайском напитке рассказывали мореплаватели и путешественники. И все же чай проник в Европу, а затем в Россию. О чае рассказывали много забавных историй.
Послушайте, какая история произошла на Руси:
Барин поручил своему слуге приготовить чай, по незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой. И сейчас ребята нам расскажут об этом. Посмотрим сценку из осеннего утренника.
– Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешав,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался –
Что забыл я посолить.
Воспитатель: Сейчас я налью воду в чайник и поставлю кипятить.
А пока наш чайник закипает, я расскажу вам, где выращивают чай. Чай выращивают только в тёплых странах, существуют разные его сорта. Предлагаю детям найти крупнолистовой чай и объяснить, как они его определили. (Он крупный). Собирают этот чай вручную, это трудоемкая работа, этот чай требует более длительного заваривания.
Затем дети находят зеленый чай и объясняют, почему его так назвали. (За цвет).
Если другие сорта чая при высушивании чернеют, то этот сорт так и остается зеленым. На Востоке его пьют в жаркую погоду, он очень хорошо утоляет жажду.
Далее, вместе с детьми уточняю, что представляет собой мелколистовой чай, — это мелкие, рубленные листья, они быстрее завариваются, но чай получается не такой ароматный, как крупнолистовой.
– Дети, подойдите пожалуйста к нашей выставке чая. Что вы можете сказать про чай?
Ответы детей: (чай находится в коробочках, баночках; разные виды чая)
Помните, я говорила вам, где изобрели чай в пакетиках?
Ребенок: Чай в пакетиках изобрели в Америке. Один американский торговец разложил чай в маленькие мешочки из тонкой ткани.
Воспитатель: Да, торговец разложил в качестве рекламы в ресторане. Многие люди торопятся делать свои дела и им некогда долго ждать, пока чай заварится в чайнике. Особенно такой чай удобен в дороге.
В каких разных чайниках можно заваривать чай?
(больших, маленьких, фарфоровых, глиняных)
Дети, давайте уточним действия заваривания чая. Кто знает?
Ребенок: Насыпаем чай в чайник и заливаем кипятком. Ждем, когда заварится.
Воспитатель: А вот я по другому завариваю чай.
1. Ополаскиваю заварочный чайник кипятком, чтобы его согреть;
2. Насыпаю 2-3 чайные ложки выбранного чая;
3. Заливаю кипятком, наполняя заваренный чайник наполовину, даю чаю настояться, завариться в тепле, надеваю грелку на чайник. Если, при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует - такой чай самый ароматный.
Воспитатель: Сейчас мы рассмотрим чай, который находится на столе.
Вот и чайник вскипел. Сейчас мы заварим чай и попробуем определить его вкусовые качества, цвет.
Дегустация чая.
Дети пробуют чай, рассказывают о цвете, вкусовых свойствах чая (вкусный,
ароматный, крепкий, терпкий, сладкий, с лимоном, черный, зеленый.)
Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- О чём расскажем вечером родителям?