Евгения Зайцева
Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Программа ФГОС направлена на:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Публикация «Центры активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы» размещена в разделах
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Конечно, наполнение центров активности в группе всегда определяется тем, какой это центр. Однако наполнение центров активности в группе зависит и от происходящей в них деятельности и меняется в зависимости от нее. Так, например, если в группе идет определенный проект, то наполнение центров в большой мере (хотя и не полностью) будет определяться тематикой проекта.
Таким образом, все происходящие в группе события, выбранные темы и направления работы, детские исследования и т. п. найдут свое отражение в материалах, наполняющих центры активности. Это значит, что центры активности отличаются от привычных «уголков» в традиционных группах,
наполнение которых обычно застывшее, обновляется чрезвычайно редко и - что самое главное - не в связи с детской активностью, а в связи с внешними обстоятельствами. Важно помнить, что материал в центрах активности не может быть одним и тем же в течение слишком долгого времени - это означало бы, что образовательный процесс в этой группе застыл, и дети не продвигаются в своем развитии. С другой стороны, не стоит и слишком торопиться менять наполнение центров : дети часто консервативны в своих предпочтениях и любят подолгу осваивать один фрагмент развивающей среды (игрушку, кубики, машинку и т. п.). Бывает и что-то «любимое»; разумеется, нельзя убрать «любимого зайца», не нанеся ребенку психологическую травму. Кроме того, нельзя забывать и о том, что дети осваивают среду в разном темпе. Прежде чем убирать старые материалы, воспитателю необходимо убедиться, что дети в основном уже ими не интересуются. Хорошим способом убедиться в этом является добавление новых материалов к уже имеющимся старым, и лишь затем замена их на новые.
Помещение группы разделено на так называемые центры активности (небольшие субпространства, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы. Количество и организация центров активности (деятельности) может варьироваться в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако обязательно должны быть: Пространство группы разбивается на центры активности с помощью, например, невысоких, устойчивых и прочных шкафов и полок, включающих закрытые дверцами отделения (игровые модули, предпочтительно из натурального дерева. При оснащении центра сюжетно-ролевой игры не следует увлекаться громоздким готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким. Хорошо, если соседние группы обмениваются, время от времени таким оборудованием. Обязательно иметь в этом центре мебель, диванчики, плиту, одежду и пр. для игры «в семью». Рекомендуется также организовать в каждой группе так называемый «уголок уединения», в который можно поставить диванчик или разместить мягкие подушки, игрушки и пр. Для размещения материалов, предназначенных для активной детской деятельности, следует приобрести открытые пластмассовые коробки, корзины, банки в достаточном количестве (от 4 до 10 в разных центрах). Воспитатели должны серьезно подходить к отбору материалов для каждого центра, которые: • отражают реальный мир; • побуждают к дальнейшим исследованиям; • соответствуют интересам и уровню развития ребенка; • обеспечивают его дальнейшее развитие; • имеются в достаточном количестве; • доступны и привлекательны; • систематизированы и снабжены надписями и символами. Материалы подталкивают детей к самостоятельным исследованиям.
Они располагаются на полках так, чтобы ими было легко и удобно пользоваться. Воспитателю следует помнить, что: • Центры активности необходимо четко выделять. Полки, ковровые покрытия, мольберты, столы могут использоваться для разделения пространства группы на центры. • Материалы группируются логически и находятся в соответствующих центрах. • Все материалы для игр и занятий хранятся на доступной детям высоте, в понятном им порядке. Материалы и сами центры помечены ярлыками и снабжены четкими надписями. • Мебель и оборудование нужно обязательно располагать так, чтобы обеспечить безопасность при передвижении детей. • Не следует оставлять много свободного пространства посреди группового помещения, предотвращая тем самым слишком интенсивные движения детей. • Места для спокойных и шумных игр рекомендуется разделять так, чтобы дети не мешали друг другу, поскольку шум влияет на уровень тревожности, креативность и способность концентрироваться. • Нужны места, где дети хранят личные вещи. • Все должно быть расставлено так, чтобы педагоги могли видеть большую часть центров, когда дети работают. • Хорошо, когда детские работы и материалы на текущую тему выставляются на стенах, на удобном уровне - для рассматривания и обмена мнениями детьми. • В групповом помещении должно быть достаточно столов и стульев, чтобы дети чувствовали себя комфортно. • В группе рекомендуется организовывать уютные уголки с диванами, подушками для релаксации или возможности уединения детей.
Принцип комфортности. «Мне здесь удобно, эта комната – для меня»
Принцип целесообразной достаточности.
Принцип доступности. «Я все могу взять, достать, дотянуться. Я знаю, что и где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения»
Принцип превентивности. «Я не боюсь испачкаться краской при рисовании или намокнуть в Центре песка и воды, потому что есть халатики и фартучки. Я знаю, чем мы занимаемся и чем будем заниматься»
Принцип личной ориентированности. «Я могу выбирать. Мои работы подписаны и признаны. Я имею право развиваться в собственном темпе»
Принцип баланса инициатив детей и взрослых. «В план включаются детские инициативы, ребенок причастен ко всем событиям в группе».