Виктория Романова
Ценность детского фольклора для развития речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы в развитии речи объясняются не только физиологическими либо генетическими нарушениями, социальное окружение также играет свою роль, являясь образцом для подражания.
Характеризуя развитие ребенка, стоит сделать акцент на формировании ментальной картины мира, на то, в каком виде данная репрезентация предстает в мышлении ребенка. Переживая период взросления, ребенок овладевает средствами и способами овладения информацией, происходит становление восприятия, воображения, умения рассуждать.
Публикация «Ценность детского фольклора для развития речи ребенка» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Мы рассмотрим вопрос с точки зрения важности сохранения и применения элементов детского фольклора, так называемого бесценного наследия нашего народа. Прежде всего, произведения фольклорного жанра – это своеобразные речевые тренажеры, которые благодаря своему эмоциональному наполнению обладают жизнестойкостью и востребованностью. Заклички и приговоры, обрядовые календарные песни по своей форме представляют комплекс речевых упражнений, притягательных для ребенка и необременительных для взрослого. И в наше время фольклор представляет собой яркий, жизнерадостный мир, притягательный для любого ребенка. Он является своеобразным зеркалом мира взрослых, хотя и живет по своим правилам. Осваивая новый мир, дети перестраивают его, изучают его опыт, внося в него свои интерпретации.
Современный мир отличается высоким уровнем технического прогресса, технические гаджеты сужают границы воображения, навязывая свои, нередко спорные интерпретации. Задача родителей и педагогов сохранить самобытность фольклора, познакомить детей с культурным речевым богатством народа, заложить фундамент развития личности. Современный Образовательный Стандарт предполагает наличие выбора, наличие вариативности, и детский фольклор напрямую связан с этим понятием. Вариативность является своего рода показателем жизнедеятельности фольклора, его вневременоого существования.
Не так уж часто, но можно встретить детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтобы оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый ребенок прежде знал приговорки обращенные к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках. Произносят их подчас и современные дети, хотя и значительно реже.
Издавна существовали заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, они составляют детский календарный фольклор. Когда-то этап произведения имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений.
В особую группу обычно выделяют прозвища, дразнилки. Это группа сатирического фольклора. Прозвища обычно возникают как рифмованные прибавления к имени: «Федя – медя!», «Алеха – Алексей!». Прибавление к прозвищу новых стихов превращало его в дразнилку, имеющую цель обидеть: «Федя – Медя, съел медведя!», «Алеха – Алексей, полна пазуха мышей!». Произведения этой группы также имеют корни в фольклоре взрослых, которые давали друг другу клички, прозвища, высмеивая действительные и мнимые недостатки. Подчас жители городов и даже целых губерний обменивались колкостями, называю друг друга разными нелестными прозвищами. В детской среде прозвища клички в какой-то степени смягчены, но подчас они довольно едки.
Очень любят дети слушать сказки. Детям младшего возраста рассказывают, прежде всего, сказки о животных. В них животные олицетворяют те качества человека (жадность, глупость, хитрость) которые осуждает сказка, и в этом заключается ее мораль и воспитательное значение. Эти сказки очень просты по своей композиции. Большую роль в них играют повторяемость одного и того же эпизода. На особом подчеркивании этого приема основаны цепные (кумулятивные) сказки, такие как «Колобок», «Коза с орехами». многократном наращивании повторяющихся действий. Такое построение сказок способствует лучшему их запоминанию ребенком. Особое место в репертуаре пестуний занимали докучные сказки. Приготовляющимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит: «Жили были два гуся, вот и сказка вся!».
Молодой, но имеющий древние истоки жанр устной детской прозы являются детские страшилки. Они весьма популярны среди современных детей и подростков от 5 до 15 лет. По сути, это современные мифологические рассказы детей. Жанр удовлетворяет важную потребность детской психики в коллективном переживании «страшного», опасного и в то же время необъяснимого, невероятного, таинственного, коллективном преодолении страха в заведомо безопасной ситуации, уничтожении страха смехом.
Психологи установили, что «самопугание» - важный этап стихийного самовоспитания в детском коллективе и самоутверждения личности ребенка, переживание страха имеет познавательное значение и значение волевого тренинга. По справедливому мнению ученых, содержание «страшилок» порождено обращением детского сознания к вечной проблеме бытия – тайне смерти.
Все эти жанры объединятся в один большой бытовой, поскольку весь детский фольклор неразрывно связан с бытом.
В особую группу объединены произведения, близко примыкающие к мировому фольклору. Исследователи обычно называют его потешным. В него входят словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы – перевертыши, детские загадки.
Задача воспитателя грамотно, интересно преподнести детям произведения, показать способы применения, а заодно напомнить и родителям, то время, когда они были детьми.