Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Олеся Кузнецова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 132»

Воспитатель : Кузнецова О. В.

г. Новокузнецк

2023г.

«Те высокие        нравственные,     эстетические

и       интеллектуальные        чувства,     которые

характеризуют развитого взрослого   человека и

которые способны вдохновить его на большие дела

          и          на   благородные      поступки,

не   даны  ребенку  в готовом виде от рождения.

Они возникают  и развиваются  на  протяжении

детства под влиянием социальных

 условий жизни и воспитания».

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

          А. В. Запорожец.

     

Актуальность

  В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    Опираясь на результаты исследований таких ученых как М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.

   Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.

      Целью моей работы стало:

           Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие  задачи:

Создание условий для приобщения ребенка к традициям русского народа;

Углубление и уточнение этических представлений, и воспитание гуманных чувств ребенка;

Формирование навыков и привычек культурного поведения;

Развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств;

Формирование правильных взаимоотношений между детьми;

Формирование чувства уважения к старшим;

Формирование нравственно-патриотических и гражданских чувств.

Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей               старшего дошкольного возраста строилось по основным направлениям

Создание предметно развивающей среды.  

В группе   были оформлены следующие центры:

«Центр экологического воспитания».

«Центр духовно-нравственного воспитания и патриотических, гражданских чувств». Здесь находятся: тематические альбомы, дидактические игры, иллюстрированный материал по данной теме

«Центр режиссерской и театрализованной деятельности».

«Центр сюжетно ролевых игр».

 «Центр живописи». В нем расположены произведения местных художников, иллюстрированная литература народно-прикладного искусства.

«Центр наглядной работы с родителями».

Следующее направление

Взаимодействие с семьей.

Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за ДНВ детей.

  В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-семейные гостиные;

-лекторий для родителей;

-открытые показы непосредственно образовательной деятельности;

-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;

-совместное   проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица, «День семьи, любви и верности).

- реализация проектов, таких как «Моя семья», «Счастливый выходной», «Зеленый патруль», «Летние фантазии», «Цветущая клумба», участие в различных конкурсах.

- организация коллективных трудовых дел родителей по созданию развивающей среды детского сада (создание пособий, облагораживание территории и т. п.).

Следующее направление

Составление перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание плана объединены в 3 блока:

 «Познай себя»

 «Познай других»

 «Познание окружающего мира»

В перспективно тематическом плане я использовала различные формы работы по приобщению детей к культурному наследию: Это -  непосредственно-образовательная деятельность, проведение совместных праздников, беседы, творческие вечера. Постановки музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, организации выставок, тематические вечера эстетической направленности, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видео презентаций, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей.

На основе этого плана было разработано 10 конспектов занятий, 5 из которых содержат мультимедийное приложение.

Следующее направление

Включение духовно-нравственного содержания в детские виды деятельности.

 

В том числе и в театрализованную, в процессе которой я использовала следующие виды творческой деятельности взрослых и детей.

Использование на занятиях, в совместной  деятельности театрализованных, режисерских, дидактических игр, таких как «По щучьему велению, по моему хотению», «Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку, «Собери сказку», «Кого не хватает?»; веселые старты по сказкам «Пирожки для бабушки», «Вытяни репку»; упражнения по формированию выразительности исполнения.

Чтение  художественной литературы нравственного содержания, подбор репертуара для инсценировок

Посещение театрализованных представлений Нижегородской филармонии и Арзамасского драм театра,таких как «Волшебные слова», «Храбрый мальчик», «Рукавичка» и др.

Инсценировки  сюжетов из знакомых потешек, стихотворений, сказок.

Реализация проектов, включающие театрализацию: «Играем в театр», «Моя семья», «Витаминный калейдоскоп».

Совместная работа  с родителями по изготовлению костюмов персонажей, декораций для инсценировок; обновление  театрализованного  уголка в группе.

Элементы театрализованной деятельности включались совместную деятельность с детьми, в познавательно-развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Пасхальный перезвон», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «К нам весна шагает», «Троица», «День любви, семьи и верности», «Покров».

Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились  оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении

общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.

Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях. Наиболее удачными  были театральные постановки сказок «Морозко» и «Пасхальная сказка», которые были представлены вниманию взрослых  и детей.

Во время организации всех проведенных познавательно – развлекательных мероприятий активное участие принимали все члены семьи воспитанников : мастерили костюмы, изготавливали атрибуты, рисовали декорации, украшали зал, а также сами становились участниками театрального действия.

Работу по этому направлению я продолжаю с детьми младшей группы. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, родителям, взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины они познавали посредством ярких театральных впечатлений.

Театрализованную деятельность я организую, используя игровые приё мы: появление на занятиях сказочных персонажей, создание игровой ситуации  «Поможем зайчику рассмотреть картинки», «Покажем мишке наши игрушки», предлагаю детям попроситься в теремок, как медведь, зайка. Предлагаю превратится в скачущих, спящих зайчиков. Сказочные сюжеты использую ежедневно, при этом даю возможность детям проявлять инициативу, самостоятельно изобразить голосистого петушка, бегающую по полю мышку, скачущую квакающую лягушку, косолапого мишку, и т. д.

Для показа детям народных сказок, потешек, песенок   использую различные виды театра: театр би-ба-бо, варежковый театр, плоскостной, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки и др. Разные виды театра вызывают у малышей большой интерес, желание самим поиграть в сказку.

Вывод

Анализируя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, я с уверенностью могу сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:

- у детей значительно   увеличились   показатели  нравственного   сознания и самосознания (понимание   нравственных  образцов, духовных   значений   и   смыслов);

- дети овладели   необходимыми  знаниями   и  представлениями   о   нравственных   нормах   и   правилах   поведения   в   различных   ситуациях,   могут  дать  нравственную   оценку   своего   поведения   и   поступков  других детей.

- дети стали проявлять   отзывчивость,   применять   свои  знания  о   нравственных   нормах   в жизни, доносить  их   до   родителей.

- дети   получили   глубокие   и   прочные   знания  о   народной   культуре,   родном   крае,   общечеловеческих  основах   быта   русского   человека.  

- получили знания о православных   праздниках.

У родителей:

- повысился  духовно-нравственный   потенциал     и      компетентность  в   вопросах  нравственного   воспитания   дошкольников;

- родители  стали  проявлять   интерес  к   духовно-нравственному   становлению   личности   ребёнка   и   активно   участвовать    в  деятельности   детского   сада, направленной   на   духовно-нравственное  развитие  детей.

- возрос   интерес  родителей к  духовной  жизни.  

Также использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствовало обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод: приобщая детей к театрализованной деятельности, можно заложить в них творческое начало, сформировать в них нравственные стороны их личности.

Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота сердца и талант любви.  Мы, взрослые, должны быть  для ребёнка  и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души.  «Если человека учат добру -. в результате будет добро» - В. А. Сухомлинский.

Литература:

1. Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985

2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду – М. ,2009

3. Петрова В. И., Стульник  Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. ,2006

4. Петрова В. И., Стульник  Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7лет – М. ,2007

5. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008

6. Чистякова М. И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М. И., М. : «Просвещение: ВЛАДОС», 1995

                                                    Интернет-ресурсы:

1. Аксёнова А. И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011  по материалам сайта https://nsportal.ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v-mdobu

2. Фомина М. В. Антипина С. В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта https://ru.znatock.com/docs/index-5762.html

3. Телегин М. В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования)  по материалам сайта https://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhovnonravvosp

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 22:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД