Олеся Кузнецова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 132»
Воспитатель : Кузнецова О. В.
г. Новокузнецк
2023г.
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие дела
и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных
условий жизни и воспитания».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
А. В. Запорожец.
Актуальность
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвычайно актуальна. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к духовно-нравственному развитию, и недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Кроме того, значимость духовно-нравственного воспитания начиная с дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС, в котором одной из ведущих задач определено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Опираясь на результаты исследований таких ученых как М. Д. Маханёва, И. Г. Вечканова, Е. В. Мигунова и др., которые были единодушны во мнении о большом педагогическом, нравственном потенциале театрализованной деятельности, в качестве ведущего средства реализации задач нравственного воспитания детей я определила театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Целью моей работы стало:
Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с дошкольниками определила следующие задачи:
Создание условий для приобщения ребенка к традициям русского народа;
Углубление и уточнение этических представлений, и воспитание гуманных чувств ребенка;
Формирование навыков и привычек культурного поведения;
Развитие оценочной сферы личности с опорой на эмоции и целенаправленное культивирование чувств;
Формирование правильных взаимоотношений между детьми;
Формирование чувства уважения к старшим;
Формирование нравственно-патриотических и гражданских чувств.
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста строилось по основным направлениям
Создание предметно развивающей среды.
В группе были оформлены следующие центры:
«Центр экологического воспитания».
«Центр духовно-нравственного воспитания и патриотических, гражданских чувств». Здесь находятся: тематические альбомы, дидактические игры, иллюстрированный материал по данной теме
«Центр режиссерской и театрализованной деятельности».
«Центр сюжетно ролевых игр».
«Центр живописи». В нем расположены произведения местных художников, иллюстрированная литература народно-прикладного искусства.
«Центр наглядной работы с родителями».
Следующее направление
Взаимодействие с семьей.
Одним из важнейших факторов в вопросах воспитания духовно-нравственной личности является взаимодействие между педагогами и родителями. Для того чтобы приобщить родителей к активному участию в педагогическом процессе, был составлен годовой план, главной целью которого является: помочь родителям довести до осознания роль семьи в сохранении и передаче нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками и развивать ответственность за ДНВ детей.
В процессе разработки перспективно-тематического планирования я использовала следующие формы работы:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-семейные гостиные;
-лекторий для родителей;
-открытые показы непосредственно образовательной деятельности;
-анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;
-совместное проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Осенины»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», летом - «Именины березки» (Троица, «День семьи, любви и верности).
- реализация проектов, таких как «Моя семья», «Счастливый выходной», «Зеленый патруль», «Летние фантазии», «Цветущая клумба», участие в различных конкурсах.
- организация коллективных трудовых дел родителей по созданию развивающей среды детского сада (создание пособий, облагораживание территории и т. п.).
Следующее направление
Составление перспективно-тематического плана работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание плана объединены в 3 блока:
«Познай себя»
«Познай других»
«Познание окружающего мира»
В перспективно тематическом плане я использовала различные формы работы по приобщению детей к культурному наследию: Это - непосредственно-образовательная деятельность, проведение совместных праздников, беседы, творческие вечера. Постановки музыкальных сказок духовно - нравственного содержания, организации выставок, тематические вечера эстетической направленности, экскурсии, целевые прогулки, просмотр видео презентаций, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, все виды творческой художественной деятельности детей.
На основе этого плана было разработано 10 конспектов занятий, 5 из которых содержат мультимедийное приложение.
Следующее направление
Включение духовно-нравственного содержания в детские виды деятельности.
В том числе и в театрализованную, в процессе которой я использовала следующие виды творческой деятельности взрослых и детей.
Использование на занятиях, в совместной деятельности театрализованных, режисерских, дидактических игр, таких как «По щучьему велению, по моему хотению», «Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку, «Собери сказку», «Кого не хватает?»; веселые старты по сказкам «Пирожки для бабушки», «Вытяни репку»; упражнения по формированию выразительности исполнения.
Чтение художественной литературы нравственного содержания, подбор репертуара для инсценировок
Посещение театрализованных представлений Нижегородской филармонии и Арзамасского драм театра,таких как «Волшебные слова», «Храбрый мальчик», «Рукавичка» и др.
Инсценировки сюжетов из знакомых потешек, стихотворений, сказок.
Реализация проектов, включающие театрализацию: «Играем в театр», «Моя семья», «Витаминный калейдоскоп».
Совместная работа с родителями по изготовлению костюмов персонажей, декораций для инсценировок; обновление театрализованного уголка в группе.
Элементы театрализованной деятельности включались совместную деятельность с детьми, в познавательно-развлекательные мероприятия «Масленица», «Рождество», «Пасхальный перезвон», «Праздник Осени», «Новогодняя сказка», «К нам весна шагает», «Троица», «День любви, семьи и верности», «Покров».
Участвуя в театрализации, дети учились обращать внимание на нравственную сторону поступков людей, задумываться над мотивами поведения. Благодаря литературным героям дети учились оценивать свои поступки в различных ситуациях. Ведь основная идея сказок кроется в активной борьбе добра со злом, в прославлении
общечеловеческих ценностей. Погружение в мир сказки посредством сценического образа даёт ребёнку возможность восприятия идеального образа героя, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.
Дети охотно участвовали в театрализованных играх и представлениях. Наиболее удачными были театральные постановки сказок «Морозко» и «Пасхальная сказка», которые были представлены вниманию взрослых и детей.
Во время организации всех проведенных познавательно – развлекательных мероприятий активное участие принимали все члены семьи воспитанников : мастерили костюмы, изготавливали атрибуты, рисовали декорации, украшали зал, а также сами становились участниками театрального действия.
Работу по этому направлению я продолжаю с детьми младшей группы. Малыши уже в самом раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Познавая через мир сказки, через мир театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, родителям, взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины они познавали посредством ярких театральных впечатлений.
Театрализованную деятельность я организую, используя игровые приё мы: появление на занятиях сказочных персонажей, создание игровой ситуации «Поможем зайчику рассмотреть картинки», «Покажем мишке наши игрушки», предлагаю детям попроситься в теремок, как медведь, зайка. Предлагаю превратится в скачущих, спящих зайчиков. Сказочные сюжеты использую ежедневно, при этом даю возможность детям проявлять инициативу, самостоятельно изобразить голосистого петушка, бегающую по полю мышку, скачущую квакающую лягушку, косолапого мишку, и т. д.
Для показа детям народных сказок, потешек, песенок использую различные виды театра: театр би-ба-бо, варежковый театр, плоскостной, пальчиковый театр, театр мягкой игрушки и др. Разные виды театра вызывают у малышей большой интерес, желание самим поиграть в сказку.
Вывод
Анализируя работу по духовно-нравственному воспитанию детей, я с уверенностью могу сказать о том, что: проведенная работа дала положительные результаты:
- у детей значительно увеличились показатели нравственного сознания и самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов);
- дети овладели необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других детей.
- дети стали проявлять отзывчивость, применять свои знания о нравственных нормах в жизни, доносить их до родителей.
- дети получили глубокие и прочные знания о народной культуре, родном крае, общечеловеческих основах быта русского человека.
- получили знания о православных праздниках.
У родителей:
- повысился духовно-нравственный потенциал и компетентность в вопросах нравственного воспитания дошкольников;
- родители стали проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в деятельности детского сада, направленной на духовно-нравственное развитие детей.
- возрос интерес родителей к духовной жизни.
Также использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствовало обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод: приобщая детей к театрализованной деятельности, можно заложить в них творческое начало, сформировать в них нравственные стороны их личности.
Самые важные способности в ребёнке - это красота души, чистота сердца и талант любви. Мы, взрослые, должны быть для ребёнка и плодородной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим цветок детской души. «Если человека учат добру -. в результате будет добро» - В. А. Сухомлинский.
Литература:
1. Запорожец А. В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника//Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985
2. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду – М. ,2009
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. ,2006
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7лет – М. ,2007
5. Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008
6. Чистякова М. И. «Психогимнастика», под редакцией Буянова М. И., М. : «Просвещение: ВЛАДОС», 1995
Интернет-ресурсы:
1. Аксёнова А. И. «Инновационная деятельность МДОУ», Новокубанкс, 2011 по материалам сайта https://nsportal.ru/site/27409/innovatsionnaya-deyatelnost-v-mdobu
2. Фомина М. В. Антипина С. В. Программа по духовно-нравственному воспитанию «Уроки нравственной жизни» Тюмень, 2002, по материалам сайта https://ru.znatock.com/docs/index-5762.html
3. Телегин М. В. «Основы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ» (программа повышения квалификации работников образования) по материалам сайта https://www.mtelegin.ru/pedagogika/duhovnonravvosp