ирина бородулина
Cамообразование по теме «Воспитание дошкольников посредством сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Публикация «Cамообразование по теме „Воспитание дошкольников посредством сказки“ в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Ведущая педагогическая идея:
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ведущая педагогическая идея состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.
Цель:
Создать условия для духовно - нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
Задачи:
- развивать образный строй речи, обогащать словарный запас, формировать навыки связной речи,
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- воспитывать трудолюбие, умение и желание доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Ожидаемые результаты для воспитателя :
- повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное
Воспитание детей посредством сказки»;
- разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей по теме.
Ожидаемые результаты для детей:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах; деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки;
- осознание детьми базовых нравственных качест: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- понимание эмоционального состояния окружающих;
- Сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план работы с детьми
по теме : «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки»
На 2017 – 2018 уч. Год
Месяц Тема Цель Методическая
литература
сентябрь 1. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
- развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.
- формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.
-План по самообразованию
октябрь 1. Чтение и пересказ р. н. с. «Волк и семеро козлят»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок» - учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- развивать интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки.
- развивать умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку. Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят»
См. конспект
Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят»
См. конспект
ноябрь 1. Чтение и пересказ сказки «Бычок, смоляной бочок»
2. Добавить в уголок ряжения новые костюмы, маски, атрибуты.
3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?» - учить внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; развивать умение последовательно пересказывать сказку.
- дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.
- развивать умение узнавать сказочных героев и называть из какой они сказки.
Познакомить с РНС «Бычок, смоляной бочок»
См. конспект
См. конспект
Декабрь
1. Беседа
«Волшебные сказки»
2. Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена. Путешествие в сказку «Снежная королева».
3. Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото и др.).
Обьяснить детям почему сказки называют волшебными; продолжать развивать интерес к слушанию сказок, к развёртыванию событий в сказке. Учить радоваться, когда добро побеждает.
- познакомить детей с известным сказочником и его сказками, рассмотреть книги и иллюстрации. Прочитать сказку «Снежная королева», отмечая сюжеты.
Обратить внимание на самоотверженность маленькой девочки. Воспитывать умение сопереживать.
- учить детей использовать свои знания и опыт в играх; соблюдать правила игры. Развивать коммуникативные навыки. См. конспект беседы
Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена. «Снежная королева».
См, конспект.
январь 1. Н. О. Д. «В гостях у сказки»
2. Выставка детских рисунков на тему: «Зимние сказки» - уточнить знание детей русских народных сказок, события которых происходят зимой, узнавать их героев, подсказывать персонажам сказок, как нужно правильно поступить. Формировать представления о честности, справедливости, доброте.
- учить детей отражать в рисунке сюжеты зимних сказок, используя разные средства выразительности; развивать интерес к иллюстрированию сказок. См, конспект
февраль 1. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А. Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.
2. Обыгрывание знакомых сказок. - воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.
- формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам. Познакомить со сказкой А. Толстого «Три медведя»
См. конспект
март 1. Показ русской народной сказки «Репка» на новый лад (с музыкальным сопровождением).
2. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок. - вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим друзьям и младшим дошкольникам радость и удовольствие от просмотра сказки.
- учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев. См. конспект
апрель 1. Рассказывание детям р. н. с. «Снегурочка» и рассматривание иллюстраций к ней.
2. Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке. - продолжать развивать у детей желание слушать сказки, интересоваться развитием событий, сопереживать героям.
Обговорить необычную концовку сказки. Поддерживать интерес к рассматриванию иллюстраций.
- вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке, используя разные средства выразительности.
Познакомить со РНС «Снегурочка»
См. конспект
май 1. Сочинение вместе с детьми сказки : «Если бы я был (а) волшебником (цей)».
2. Подготовка кукольного театра и показ младшим дошкольникам сказки «Колобок». - совершенствовать умение детей сочинять короткие сказки на заданную тему. Воспитывать умение слушать друг друга, оценивать результат.
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к малышам, желание доставить им радость.
См. конспект
План работы с родителями
по теме : «Духовно – нравственное развитие детей посредством сказки»
на 2017 – 2018 уч. год
Месяц Содержание Форма проведения
Сентябрь 1. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями по теме : «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки». Постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой». Консультация
Для родителей
Октябрь 1. Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
2. Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей». Папка- передвижка
Ноябрь 1. Консультация для родителей в печатном виде «Особенности чтения сказок о животных»
2. Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. Консультация для родителей
Декабрь Консультация «Воспитание сказкой»
Консультация для педагогов
Январь
Мастер-класс для педагогов
«Волшебный мир сказок»
Мастер-класс для педагогов
Февраль 1 Консультация для родителей в печатном виде «Роль сказки в развитии детей»
2. Познакомить родителей предметно-развивающей средой группы. Консультация для родителей
Март Консультация для педагогов
«Роль сказки жизни ребенка»
Консультация для педагогов
Апрель 1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.
2. Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». Консультация для родителей
Май Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:
«Наши любимые сказки». Выставка
Изучение методической литературы в течение года
1. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О. В. Бережнова.
Сборник научно-методических статей.
2. З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
5. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
6. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
7. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд. центр Владос,2010г.
8. Е. А. Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд. Москва, Вако,2014г.
9. Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
10. О. А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.