Ткачева Татьяна
Консультация «Психологические особенности детей с туберкулезной интоксикацией»
▼ Скачать + Заказать документы
1 сл. В настоящее время ситуация по туберкулезу во всем мире является крайне напряженной - ежегодно в мире заболевает 9 млн. человек, из которых каждый тридцатый живёт в России. Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) заболевание туберкулёзом объявлено глобальной проблемой.
2 сл. В детском возрасте обычно выявляется туберкулезная интоксикация. Если диагноз подтверждается положительной туберкулиновой пробой, то необходим прием медицинских противотуберкулезных препаратов. К сожалению, в каждом дошкольном учреждении, практически в каждой группе, есть дети с туберкулезной интоксикацией.
Публикация «Консультация „Психологические особенности детей с туберкулезной интоксикацией“» размещена в разделах
- День борьбы с туберкулезом, 24 марта
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
3 сл. В научной литературе представлены работы, посвященные изучению отдельных особенностей таких детей. Физическое и психическое состояние детей с туберкулезной интоксикацией отличается от их сверстников: это проявляется в нарушении равновесия нервной системы, выражается в изменении поведения ребенка: то есть в раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, головных болях, у этих детей наблюдается быстрая утомляемость, плохой аппетит, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Эти проблемы, как показывает практика, влияют на успешность обучения и адаптацию ребенка. Физиологические особенности детей и специфика их заболевания проявляются в недоразвитии дыхательного центра, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала. Исследования показывают, что эти детей больше подвержены инфекционным заболеваниям.
4 сл. Психологические исследования раскрывают негативное влияние болезни на психоэмоциональное состояние тубинфицированных детей и взрослых. У них резко повышен уровень тревожности, отмечается высокая подверженность действию стрессовых факторов, что создает условия для срыва адаптационных механизмов. Таким образом, процессы физиологической, психологической и социальной адаптации детей с тубинфицированной интоксикацией оказываются затруднены в образовательном учреждении, вследствие нарушения функций приспособления. В нашем детском саду «Звёздочка» все дети с туберкулезной интоксикацией. Поэтому им необходимо уделять особое внимание.
5 сл. В период адаптации ребенка в ДОУ нами оказывается ему особое внимание со стороны педагогов и психолога. Более тщательно разбираются возникающие ситуации, проблемы или состояния ребенка, рассматриваются совместно с родителями, ведется поиск приемлемых и эффективных решений, прорабатывание похожих ситуаций на родительских собраниях в форме семинаров-практикумов, и, конечно же, регулярное использование буклетов, памяток для родителей с полезной информацией.
В доступной научно-методической литературе, предназначенной для педагогов, работающих с детьми с тубинтоксикацией, в основном раскрываются вопросы соблюдения санитарно–гигиенического и противоэпидемиологического режима, качества питания, регулирования физической нагрузки. В тоже время практически отсутствуют работы, раскрывающие специфику психолого-педагогической помощи детям с тубинтоксикацией. Дошкольники, посещающие наш детский сад, отличаются от обычных детей, и имеют психологические особенности.
6 - 7 сл. В силу их соматической ослабленности у детей наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное, они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.
8 сл. Часто отмечаются признаки нарушения эмоциональных состояний и поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная тревожность, что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
9 сл. Значительно чаще у детей с туберкулезной интоксикацией обнаруживаются пограничные нервно-психические нарушения, например, в виде астенического расстройства.
Основные жалобы ребенка в это время — вялость, слабость, повышенная утомляемость, нарастающее снижение работоспособности как умственной, так и физической. Весьма характерны и такие явления, как повышенная раздражительность и вспыльчивость, сменяющиеся раздражительной слабостью, может наблюдаться повышенная возбудимость или, напротив, заторможенность ребенка.
Для детей с туберкулезной интоксикацией характерны эмоциональная напряженность и нестабильность, неустойчивость настроения, преобладание негативных эмоций, склонность избегать нового опыта.
10 сл. Поэтому дети с туберкулезной интоксикацией нуждаются в специальном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое в нашем детском саду осуществляется с помощью тесного взаимодействия специалистов: инструктора по физической культуре, педагога-психолога, музыкального руководителя, медсестры и воспитателей.
На основе анализа мониторинга психофизического развития детей нами были определены основные направления комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях нашего ДОУ:
11 слайд
индивидуально-ориентированный подход к обеспечению режима (учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение выраженности нагрузок в соответствии с состоянием ребенка, строгое дозирование физической нагрузки, специальный подбор закаливающих воздействий);
формирование и повышение нервно-психической устойчивости, сочетание занятий с различной нагрузкой, снижение напряжения за счет внедрения специальных здоровьесберегающих элементов ( например: физминутки, система дыхательных упражнений, психогимнастика, массаж биологически активных точек, песочная терапия, элементы музыкотерапии, сказкотерапии, анималотерапии, изотерапии, нервно-мышечная релаксация);
- создание оптимальных гигиенических условий жизни.
12 сл. Таким образом, комплексная система осуществления лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми с туберкулезной интоксикацией призвана интегрировать усилия педагогов и специалистов ДОУ в рамках направления работы с обязательным привлечением семей к вопросам лечения, оздоровления и коррекции отклонений в развитии детей.
То есть все усилия направлены на сохранение, укрепление и улучшение здоровья детей.
13 - 19 сл. Проводя психологическую коррекционно-развивающую работу с детьми с туберкулезной интоксикацией, я стараюсь учитывать все вышеперечисленные особенности психического развития дошкольников. Наши встречи начинаются с приветствия с элементами тренинга, используются игровые упражнения на развитие познавательных процессов: внимания, мышления, зрительной и слуховой памяти, воображения и восприятия, на развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики и т. д. Если задания связаны с рисованием, то обязательна пальчиковая гимнастика. Происходит смена статичных, подвижных, расслабляющих - релаксационных упражнений. Если работоспособность у ребенка снижена или присутствует отрицательный эмоциональный настрой, то ребенок может выполнить только часть задания или понаблюдать за игрой, то есть учитывается желание ребенка. В заключении дети говорят или показывают символами – интересно им было или нет, испытывали они трудности в выполнении заданий или справились легко, то есть обязательна обратная связь.
20 сл. Веду консультативную работу с педагогами, узкими специалистами и родителями на интересующие их темы: как вести себя с ребенком, который проявляет агрессивность, неуверенность или тревожность, отказывается от непосредственной образовательной деятельности, как повысить работоспособность и снизить утомляемость и другие вопросы.
Все вместе мы помогаем детям стать активнее, увереннее, самостоятельнее, здоровее и подготовить их к переходу на следующую ступень образования – к обучению в школе.
21 сл. Полезные практические материалы для себя Вы можете найти в литературе, указанной на слайде. А представленные в памятках игры и упражнения, могут пригодиться в Вашей педагогической деятельности.
22 сл. Спасибо за внимание!