Надежда Милашевская
Игры для детей по развитию слухового восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ»
Советы логопеда
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления начи-нают развиваться уже в младенческом возрас-те. Умение сосредоточиться на звуке— важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы, ее нужно развивать с первых лет жизни.
Публикация «Игры для детей по развитию слухового восприятия» размещена в разделах
Различайте на слух неречевые звуки:
звуки природы: шум ветра и дождя, ше-лест листьев, журчание воды и др. ;
звуки, которые издают животные и пти-цы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье во-роны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы);
звуки, которые издают предметы и ма-териалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов); транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов);
звуки, которые издают различные зву-чащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
звуки детских музыкальных игру-шек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка.
«Мишка ТОП-ТОП».
Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой миш-ка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. После этого взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.
Игра «Топ-хлоп»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете про-износить разные фразы, как правильные, так и неправильные. Если выражение верное, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, если не верное, ребёнку надо топнуть. И игра начина-ется. Чем младше ребёнок, тем проще должны быть фразы - понятия. Например, для трёхлетнего малыша можно говорить такие фразы: «Помидоры всегда синие», «Суп мы едим ложкой», «Картошку едят сырую». Для 5-го малыша можно уже усложнять понятия: «Медведь живет в деревне», «Белки любят орешки», «Крокодилы живут в лесу». Фразы надо подбирать соответственно интеллектуальному развитию ребёнка.
Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в кото-рой он будет правильно выполнять ваши ко-манды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, малыш будет по-вторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повто-ряя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.
Игра «Нос - пол - потолок»
Договоритесь с ребенком, что когда вы скажете слово «нос», надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», направлять палец на потолок, а когда слышит слово «пол», то показать пальцем на пол. Надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете. Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Ребенок же должен всегда показывать в правильном направлении.