Ольга Пискунова
Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции по вопросу развития детской инициативы и самостоятельности.
Темочки:
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора».
А целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Сегодня мы поговорим о том, что же так важно знать и помнить педагогу о развитии инициативы и самостоятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста. Ведь именно эти качества человека позволяют ему быть личностью, способной нестандартно мыслить и принимать решения.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума и видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе. Наличие данного качества можно выявить, например, через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.
Самостоятельный дошкольник умеет создавать сюжеты для самостоятельных или коллективных игр, способен выполнить посильные для его возраста просьбы родителей или воспитателя, может оценить относительно объективно результат своей деятельности, других людей. Особенно ярко проявляются эти важные составляющие личности маленького человека в сюжетно-ролевых играх с правилами.
Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.
Возможные препятствия в развитии инициативы и самостоятельности детей :
Отсутствие опыта трудовой деятельности
Неумение обслужить себя и близких людей;
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – в стимуляции действий, доводящих до конца начатое дело.
Этапы развития самостоятельности :
I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.
На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
II этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.
Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.
Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
Вывод: Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Уважаемые коллеги, в каких же видах деятельности мы можем привить ребенку ценные качества?
Простой бытовой труд и самообслуживание
Творчество: лепка, рисование, конструирование и т. п.
Коммуникативная: игры, праздничные мероприятия, театрализованные представления и т. п.
Познавательная: экспериментально-исследовательская деятельность
Восприятие художественной литературы
Музыкальная деятельность
Двигательная деятельность
Самоорганизация : для этого есть тематические уголки в группе, где детки самостоятельно могут себя занять
Рассмотрим условия развития детской самостоятельности, инициативы и творческого самовыражения в условиях детского сада :
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности. Это и своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды, и разнообразие по своему содержанию, и соответствие возрастным особенностям и индивидуальным интересам детей конкретной группы.
Педагогические условия
Мотивирование детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.
Мягкая помощь детям в разных видах деятельности, стимулируя проявления у них волевых признаков.
Чаще спрашивать детей: Кто хочет? Чем займемся? Как поступить? Что выбираешь?
Формирование у детей установок «Я могу», «Я сумею»; давать простые задания (снимать страх «не справлюсь»).
Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».
Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
Поддержка инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки («Смотри, ошибочка!»).
!Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми.
игры на свободную тему, выбранную детьми давая волю детской фантазии, отстраненно наблюдая и, при необходимости, направляя процесс в нужное русло.
Обучение детей планированию своей деятельности, то есть умению определять цель деятельности и предвидеть результат.
Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Использование приемов поддержки детской инициативы :
Картосхемы, алгоритмы;
Использование инновационных методов активации:
Помимо постоянных побуждений в процессе повседневной деятельности, хорошо бы специально организовывать ситуации, ритуалы для инициативы и самостоятельности.
Групповой сбор, это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Групповой сбор проводится для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько.
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий — после дневного сна.
Также проектная деятельность воспитанников
Персональные выставки и коллекционирование.
Проведение детских мастер-классов.
Думаю, главное – создать благоприятные условия в группе для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности, что будет всячески способствовать формированию зрелой личности, умеющей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели, что является особенно важной задачей в освоении образовательной программы ДОУ.
Всегда нужно помнить про методы стимулирования, побуждения к действию:
- Поощрение
Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, важное поручение.
- Соревнование
Примеры методов мотивации к проявлению детьми инициативы и самостоятельности :
1. Помощь взрослому «Помоги мне» - здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
2.«Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
3. «Создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка.
Родители, взрослые, взаимодействуя с ребенком, помните:
1. Предоставляйте больше самостоятельности.
2. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
3. Старайтесь показывать необходимость каждого опыта, приводите примеры.
4. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
5. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.
6. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
7. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
8. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только - с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.