Марина Свадковская
Брейн-ринг по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экономический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Брэйн-ринг по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста «Экономический калейдоскоп»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Брейн-ринг по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста „Экономический калейдоскоп“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Викторины, интеллектуальные игры
- Темочки
• Расширять и закреплять знания детей по финансовой грамотности.
• Развивать внимание, скорость реакции, инициативность и самостоятельность.
• Закреплять умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.
• Воспитывать положительное отношение к деятельности экономического характера.
• Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания.
Оборудование и материалы: копилки с эмблемами "Знатоки" и "Экономы"; цветик-семицветик из картона; картинки с изображением купюр и флагов разных стран; разрезные картинки на тему "Профессии" и "Товар"; мольберты; проектор; интерактивная доска; ноутбук; монеты из бумаги; подносы; мяч; 2 модели на плакатах «Расходование семейного бюджета» в виде кругов с секторами; эмблема команды на каждого ребенка; дипломы.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик", рассматривание денег разных стран, загадывание загадок, беседы "Что вы знаете о семейном бюджете", "Что можно купить за деньги?", "Потребности человека", «Доходы и расходы моей семьи»
Ход ИГРЫ:
Ведущий: здравствуйте дорогие гости, мы уже много времени говорим с вами о финансах, деньгах, семейном бюджете, зарплате, работе. Сегодня мы подведем итоги и закрепим наши знания по финансовой грамотности, за каждое правильно выполненное задание команда будет зарабатывать монету. В конце игры монеты подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о финансах. В игре вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
- принимать участие в игре будут две команды «Банкиры» и «Кассиры»
Приветствие команд:
- Девиз команды «БАНКИРЫ».
Мы на страже финансовых дел,
Вот такой у банкира удел,
Все понять, посчитать, рассчитать,
Дать совет, день взять, деньги дать!
- Девиз команды «КАССИРЫ» :
Магазин или буфет,
Чтоб не было всегда проблем,
Кассир, ты знаешь, нужен всем!
Он деньги считает без проблем!
-прежде чем начать нашу игру, я предлагаю немного размяться. Проводится разминка «Эй лежебок, ну-ка вставайте!»
( команды занимают столы: «Банкиры» - красные сигнальные флажки, а «Кассиры» - зеленые флажки.)
-давайте вспомним правила игры:
• Слушаем внимательно вопрос;
• Обсуждаем и даем ответ;
• Не кричим - это главное правило;
• За полный, правильный ответ зарабатываем монету;
• Побеждает та команда, у которой больше монет;
РАУНД 1. «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
1. На товаре быть должна
Обязательна (цена)
2. Коль трудиться круглый год
Будет кругленьким…. (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги
Весной пора платить … (налоги)
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы)
5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. .(весы)
6. Будут целыми как в танке,
Сбереженья ваши в (банке)
7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой. (вклад)
8. И врачу, и акробату
Выдают за труд (зарплату)
9. Мебель купили, одежду, посуду
Брали для этого в банке мы (ссуду)
10. На рубль – копейки, на доллары – центы
Бегут-набегают в банке. (проценты)
РАУНД 2. «ПОТРЕБНОСТИ»
Ведущий: То, чего нам хочется, то в чем мы нуждаемся, все это мы можем назвать потребностями человека. Потребности бывают разные. Вот задание для команды «Банкиры» : определите жизненно важные потребности человека (команда, давшая неправильный ответ передает право ответа команде – сопернику).
Ведущий: Самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Задание для команды «Кассиры» : определите потребности семьи (картинки или слайды)
РАУНД 3. «ТРУД»
Ведущий: Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо много трудиться. А вы ребята знаете пословицы о труде? (ответы). Отгадайте, какие пословицы зашифрованы в картинках. (на экран выводятся по два задания для каждой команды)
(слайды)
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, что такое профессия ( ответы детей: профессия-это труд). Правильно, это труд, которому человек посвящаем большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Назовите, какие профессии вы знаете, и какую потребность человека они удовлетворяют? (команды отвечают по очереди и зарабатывают очки).
РАУНД 4. «ТОВАР»
Ведущий: Товар-это то, что производится для продажи. Задание называется «Сигнальщики». Команда «Банкиры» поднимают красные флажки, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Кассиры» поднимает зеленые флажки, если речь идет не о товаре.
1. Фермер привез на рынок молоко (товар).
2. Папа починил детям игрушку (не товар).
3. Мама испекла пирог к празднику (не товар).
4. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
5. Маша сварила варенье для Миши (не товар).
6. На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
7. Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).
8. В издательстве напечатали много детских книг (товар).
Ведущий: Ребята, а что такое цена товара? (ответы детей). Правильно, цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Задание: попробуйте определить на картинках, какой товар дороже, а какой дешевле? (слайды).
РАУНД 5. «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Каждой команде выдается по 17 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: квартплата, питание, одежда, развлечения, игрушки, сектор сюрприз.
Ведущий: ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, куда вы израсходуете деньги. (правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жилье, одежда, еда).
Игра - разминка «Да, нет!». В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».
-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;
-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;
-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;
Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;
-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;
-Бережно относись к своим вещам?;
-Чаще пользуйтесь услугами такси?;
-Старайся больше ходить пешком?
-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?.
-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!
РАУНД 6. «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ»
1 команда. Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:
О каком доме идёт речь? (сберегательный банк)
2 команда. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине появилось объявление. Скоро все товары раскупили. Что было написано в объявлении? (скидки)
1 команда. Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы: какое здесь ключевое слово? (выгода)
2 команда. Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие- разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы: при помощи чего к жители королевства узнали о новом салоне? (Реклама)
РАУНД 7. «ОТГАДАЙ ПРОФЕССИЮ»
Дети, а что такое профессия? (ответы детей)
- Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей.
- Я буду загадывать загадки, за каждый правильный ответ- монетка.
1)Кто, когда придёте в садик,
по головке вас погладит?
С кем вы день свой проведёте,
если мама на работе?
Кто прочтёт стихи и сказки,
даст вам пластилин и краски,
рисовать, лепить научит,
ложки раздавать поручит? (Воспитатель)
2)Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
3)Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль- один» мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)
4)Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не пугайся и не плачь,
Ведь тебе поможет. (врач).
5)Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек (Лесник)
6) У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
РАУНД 8. «СОБЕРИ КУПЮРЫ»
-детям раздаются разрезные картинки «Купюры» (2000 и 5000 руб. формата А4 по одной на команду). Необходимо быстро собрать картинку. Побеждает та команда, которая быстрее соберет картинку.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами здорово поиграли, а пока судьи подсчитывают монеты, предлагаю вам посмотреть презентацию «История возникновения денег».
-Спасибо всем за увлекательную и интересную игру! (Все участники игры получают поощрительные призы)
Список используемой литературы:
1. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
2. Играем в экономику : комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
3. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.