Папки-передвижки

Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников

Михаил Ляпунов
Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование двигательной культуры дошкольников,как одного из компонентов здорового образа жизни,с использованием элементов боевых искусств (карате-до, самооборона)

«Жизнь требует движения»

Аристотель

Двигаясь, дети познают окружающий мир. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. В процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Публикация «Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста и задержке развития. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, потому что недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

Невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию «сбережения» здоровья. Цель здоровьесбережения достигается за счёт использования разнообразных технологий, применяющихся с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен, в числе других, на решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

«Здоровью научить нельзя, надо воспитать в детях потребность быть здоровыми» - это моя педагогическая философия. Дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма, психики. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средств физической культуры. Основными условиями формирования двигательной культуры дошкольников являются воспитание у них осознанного отношения к выполнению двигательных действий, развитие воображения при их выполнении, включение сенсорных систем, создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.

В результате проведённой оценки качества образования среди педагогов учреждения и родителей воспитанников было выявлено, что сохранение и укрепление здоровья детей актуально для воспитателей на 100% для родителей на 34 %. Ожидания родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья, приобщения детей к здоровому образу жизни - 50 % у педагогов и 70% у родителей. Это показывает, что тема актуальна и интересна. Но в тоже время, родители не всегда правильно оценивают работу коллектива учреждения в данном направлении.

На протяжении 15 лет состою тренером в «Ассоциации Восточных единоборств» и занимаюсь с детьми дошкольного возраста по программе каратэ-до в рамках дополнительного образования. Работая в дошкольном учреждении инструктором по физической культуре,пришёл к пониманию, что включение в образовательный процесс элементов боевых искусств, состоящих из научно-обоснованных упражнений, максимально учитывающих особенности детей дошкольного возраста помогут, наряду с традиционными методами и приёмами,решить задачи образовательной области «Физическое развитие». На одном из педагогических советов мною были представлены приёмы и методы карате-до и самообороны, которые были одобрены решением педагогического совета и рекомендованы к применению на занятиях физической культурой.

Для самых маленьких используется игровая методика, которая содержит общефизическую подготовку, направленную на гармоничное развитие, тактические упражнения; отрабатываются ритм движений, правильное дыхание. Упражнения развивают координационные способности, силу, гибкость, выносливость, быстроту реакции. Общефизическая подготовка укрепляет здоровье, повышает иммунитет, а также служит основой любого вида спорта, в том числе и самообороны.

Для детей старшего дошкольного возраста приемы самообороны включаются в общеразвивающие задания и упражнения. Им придаётся большое значение. Активная разминка позволяет поднять тонус организма. Занятия проводятся в динамическом режиме. Дети получают основы начальной акробатики. Акробатические упражнения (перевороты, кувырки, перекаты) служат базисом для развития двигательных навыков, умений.

Основной упор на занятиях делается в первую очередь на ловкость, гибкость и координацию движений, внимание на развитие таких качеств, как самодисциплина, ответственность за себя и других, выработка логического мышления и чувства команды, когда общий результат не менее важен, чем личный результат каждого.

Дети становятся более собранными, сильными и выносливыми, им легче выполнять сложные движения и комплексы упражнений, появляется уверенность в себе.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Двигательная активность – это только один из компонентов здорового образа жизни и навыков, которые дети должны освоить на уровне поведения. Наряду с этим, важен режим дня, под которым понимается рациональное распределение времени и последовательности различных видов деятельности, правильное питание в детском саду и дома, достаточная продолжительность прогулок и другие закаливающие процедуры, дневной и ночной сон в хорошо проветриваемом помещении, соблюдение питьевого режима, приобретение детьми опыта двигательной деятельности в разных формах вместе с педагогами и родителями.

Важно сформировать у всех участников образовательных отношений ответственности за собственное здоровье так, чтобы это принесло несомненную пользу всем: ребёнку - весёлому, активному, деятельному; педагогу- активному, деятельному, компетентному; родителю- активному, отзывчивому, принимающему и заинтересованному. Поэтому формирование двигательной культуры дошкольников, как одного из компонентов здорового образа, осуществляется по трём блокам.

1 блок. Ребёнок весёлый, активный, деятельный.

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:

- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;

- обучать детей правилам безопасности;

- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;

- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.

В соответствии с потребностями и возможностями ребенка в нашем учреждении организация двигательной активности реализуется по следующим принципам:

- физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития и здоровья;

- двигательная активность должна сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательно включение в комплекс физического развития элементов дыхательной гимнастики;

- включение в занятия нетрадиционных методов и приёмов, а именно - элементов боевых искусств.

Формы проведения физкультурных занятий в ГБДОУ:

- традиционный тип (ознакомление с новым программным материалом,

- смешанного характера (разучивание новых и совершенствование освоенных ранее движений,

- вариативного характера (формирование двигательного воображения,

- занятие тренировочного типа (развитие двигательных и функциональных возможностей детей,

- сюжетно-игровое (формирование двигательного опыта ребенка,

- тематическое занятие (закрепление определенных двигательных умений и навыков по разделам программы,

- занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности,

- контрольно-проверочные (оценка уровня развития в основных видах движений и в развитии физических качеств,

- занятия-соревнования (развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах).

2 блок. Педагог активный, деятельный, компетентный.

Компетенция педагога заключается в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий;индивидуальной оценки достижений изатруднений каждого ребенка;собственного профессионально-личностного развития и саморазвития.

Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;

- соответствующая требованиям организация активно-двигательной деятельности;

- повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья;

- полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;

- организацию работы групп корригирующей гимнастики;

- организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;

- регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

Просветительская работа с воспитателями, специалистами включает:

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

- консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.

- активное взаимодействие на занятиях с педагогами групп.

3 блок. Родитель активный, отзывчивый, заинтересованный.

Важным фактором, который помогает повышать двигательную активность детей, является конструктивное взаимодействие с семьей. В работе используются разнообразные формы и направления :

- взаимопознание (интервьюирование, проведение открытых мероприятий, индивидуальные консультации);

- непрерывное образование воспитывающих взрослых (участие в родительских собраниях, оформление оперативных стендов, обновление информации на сайте учреждения);

-совместная деятельность (проведение мероприятий с участием родителей, соревнований, досугов и праздников,мастер-классы, «Мамина школа» (обучение приёмам самообороны для взрослых и детей, «Папина школа» (футбольные матчи, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»).

Высшим достижением в своей работе и работе коллектива, в целом, является наличие у детей стойкого интереса к двигательной активности.

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей» В. А. Сухомлинский Для решения основной задачи дошкольного образования сохранения.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет)Формирование здорового образа жизни у дошкольников (фотоотчет) .

Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.

Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Консультация для воспитателей «Пути формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни – это активная деятельность.

Опыт работы «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии» «Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри.

Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Педагогический пробег «Воспитание у дошкольников здорового образа жизни» Цель: уточнить знания педагогов по воспитанию у детей правильного.

Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть.

Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области.

Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольниковРеальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников В нашем ДОУ разработана и активно используется педагогами программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников
Опубликовано: 19 января 2016 в 13:06
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Михаил Ляпунов в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД