Михаил Ляпунов
Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование двигательной культуры дошкольников,как одного из компонентов здорового образа жизни,с использованием элементов боевых искусств (карате-до, самооборона)
«Жизнь требует движения»
Аристотель
Двигаясь, дети познают окружающий мир. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество. В процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.
Публикация «Боевые искусства детям как компонент здорового образа жизни дошкольников» размещена в разделах
Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста и задержке развития. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, потому что недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.
Невозможно разработать и использовать одну-единственную уникальную технологию «сбережения» здоровья. Цель здоровьесбережения достигается за счёт использования разнообразных технологий, применяющихся с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательных отношений.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен, в числе других, на решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
«Здоровью научить нельзя, надо воспитать в детях потребность быть здоровыми» - это моя педагогическая философия. Дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма, психики. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средств физической культуры. Основными условиями формирования двигательной культуры дошкольников являются воспитание у них осознанного отношения к выполнению двигательных действий, развитие воображения при их выполнении, включение сенсорных систем, создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
В результате проведённой оценки качества образования среди педагогов учреждения и родителей воспитанников было выявлено, что сохранение и укрепление здоровья детей актуально для воспитателей на 100% для родителей на 34 %. Ожидания родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья, приобщения детей к здоровому образу жизни - 50 % у педагогов и 70% у родителей. Это показывает, что тема актуальна и интересна. Но в тоже время, родители не всегда правильно оценивают работу коллектива учреждения в данном направлении.
На протяжении 15 лет состою тренером в «Ассоциации Восточных единоборств» и занимаюсь с детьми дошкольного возраста по программе каратэ-до в рамках дополнительного образования. Работая в дошкольном учреждении инструктором по физической культуре,пришёл к пониманию, что включение в образовательный процесс элементов боевых искусств, состоящих из научно-обоснованных упражнений, максимально учитывающих особенности детей дошкольного возраста помогут, наряду с традиционными методами и приёмами,решить задачи образовательной области «Физическое развитие». На одном из педагогических советов мною были представлены приёмы и методы карате-до и самообороны, которые были одобрены решением педагогического совета и рекомендованы к применению на занятиях физической культурой.
Для самых маленьких используется игровая методика, которая содержит общефизическую подготовку, направленную на гармоничное развитие, тактические упражнения; отрабатываются ритм движений, правильное дыхание. Упражнения развивают координационные способности, силу, гибкость, выносливость, быстроту реакции. Общефизическая подготовка укрепляет здоровье, повышает иммунитет, а также служит основой любого вида спорта, в том числе и самообороны.
Для детей старшего дошкольного возраста приемы самообороны включаются в общеразвивающие задания и упражнения. Им придаётся большое значение. Активная разминка позволяет поднять тонус организма. Занятия проводятся в динамическом режиме. Дети получают основы начальной акробатики. Акробатические упражнения (перевороты, кувырки, перекаты) служат базисом для развития двигательных навыков, умений.
Основной упор на занятиях делается в первую очередь на ловкость, гибкость и координацию движений, внимание на развитие таких качеств, как самодисциплина, ответственность за себя и других, выработка логического мышления и чувства команды, когда общий результат не менее важен, чем личный результат каждого.
Дети становятся более собранными, сильными и выносливыми, им легче выполнять сложные движения и комплексы упражнений, появляется уверенность в себе.
Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Двигательная активность – это только один из компонентов здорового образа жизни и навыков, которые дети должны освоить на уровне поведения. Наряду с этим, важен режим дня, под которым понимается рациональное распределение времени и последовательности различных видов деятельности, правильное питание в детском саду и дома, достаточная продолжительность прогулок и другие закаливающие процедуры, дневной и ночной сон в хорошо проветриваемом помещении, соблюдение питьевого режима, приобретение детьми опыта двигательной деятельности в разных формах вместе с педагогами и родителями.
Важно сформировать у всех участников образовательных отношений ответственности за собственное здоровье так, чтобы это принесло несомненную пользу всем: ребёнку - весёлому, активному, деятельному; педагогу- активному, деятельному, компетентному; родителю- активному, отзывчивому, принимающему и заинтересованному. Поэтому формирование двигательной культуры дошкольников, как одного из компонентов здорового образа, осуществляется по трём блокам.
1 блок. Ребёнок весёлый, активный, деятельный.
Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно:
- ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
- обучать детей правилам безопасности;
- создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере;
- использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
В соответствии с потребностями и возможностями ребенка в нашем учреждении организация двигательной активности реализуется по следующим принципам:
- физическая нагрузка должна соответствовать возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития и здоровья;
- двигательная активность должна сочетаться с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательно включение в комплекс физического развития элементов дыхательной гимнастики;
- включение в занятия нетрадиционных методов и приёмов, а именно - элементов боевых искусств.
Формы проведения физкультурных занятий в ГБДОУ:
- традиционный тип (ознакомление с новым программным материалом,
- смешанного характера (разучивание новых и совершенствование освоенных ранее движений,
- вариативного характера (формирование двигательного воображения,
- занятие тренировочного типа (развитие двигательных и функциональных возможностей детей,
- сюжетно-игровое (формирование двигательного опыта ребенка,
- тематическое занятие (закрепление определенных двигательных умений и навыков по разделам программы,
- занятие комплексного характера (синтезирование разных видов деятельности,
- контрольно-проверочные (оценка уровня развития в основных видах движений и в развитии физических качеств,
- занятия-соревнования (развитие инициативности, самовыражения, уверенности в своих силах).
2 блок. Педагог активный, деятельный, компетентный.
Компетенция педагога заключается в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий;индивидуальной оценки достижений изатруднений каждого ребенка;собственного профессионально-личностного развития и саморазвития.
Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
- соответствующая требованиям организация активно-двигательной деятельности;
- повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья;
- полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
- организацию работы групп корригирующей гимнастики;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
- регулярное проведение оздоровительных мероприятий.
Просветительская работа с воспитателями, специалистами включает:
- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
- консультации по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.
- активное взаимодействие на занятиях с педагогами групп.
3 блок. Родитель активный, отзывчивый, заинтересованный.
Важным фактором, который помогает повышать двигательную активность детей, является конструктивное взаимодействие с семьей. В работе используются разнообразные формы и направления :
- взаимопознание (интервьюирование, проведение открытых мероприятий, индивидуальные консультации);
- непрерывное образование воспитывающих взрослых (участие в родительских собраниях, оформление оперативных стендов, обновление информации на сайте учреждения);
-совместная деятельность (проведение мероприятий с участием родителей, соревнований, досугов и праздников,мастер-классы, «Мамина школа» (обучение приёмам самообороны для взрослых и детей, «Папина школа» (футбольные матчи, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»).
Высшим достижением в своей работе и работе коллектива, в целом, является наличие у детей стойкого интереса к двигательной активности.