Татьяна Колодзева
Блоки Дьенеша в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Золтан Дьенеш - всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика».
Публикация «Блоки Дьенеша в младшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Почему я отдала предпочтение именно этому материалу в работе с детьми раннего возраста? Его можно использовать уже с детьми 1,5 лет. Логические блоки в первую очередь развивают умение давать определение объекту. Используя их в системе сенсорного развития детей 1,5-3 лет, не только закрепляются полученные знания, но и развиваются мыслительные умения малышей: сравнение, анализ, классификация, обобщение, тренируется внимание, память, восприятие.
В самом начале мы используем не весь комплект, а его часть: сначала берем для игры блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук); затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 ШТ).
Методика Дьенеша включает в себя пять стадий. Начиная работу с детьми раннего возраста, мы используем две из них.
1) «Свободная игра»- Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.
2) Вторая – изучение правил игры. На этой стадии дети осваивают необходимую информацию.
Для начала предлагаем самые простые игры, цель которых знакомство с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Что дает возможность манипулировать с фигурами по своему желанию, выполнять знакомые постройки.
Существует четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками :
1) группа – направлена на развитие умений выявлять и абстрагировать свойства. С целью развития различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта малышей.
-Игра «Чудесный мешочек»-развиваются тактильные ощущения.
- «Поиск одинаковых фигур». Предлагаем малышам разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные и т. д.
2) группа – развитие умений сравнивать предметы по их свойствам:
- игра «Что лишнее»
3) группа – развитие действий классификации и обобщения:
- игра «Чем похожи, отличаются»
4) группа – развитие способности к логическим действиям и операциям:
- «Дорожки»; Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).
-«Покажи»; Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.
- «Цепочка»; От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. - «Кольца»;
-работа по схемам (альбомы) В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок приходит в восторг от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные.
Теперь предлагаю педагогам решить более сложные задачи с помощью блоков Дьенеша. Предлагается игра «Улитка», «Художники».
«Улитка»- Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме. Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
«Художники»- формирует у детей свойство сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Рисуется картина по эскизу, выбирается фон, фоновая бумага, необходимые детали и логические фигуры к картине.
Выводы: В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделить в предмете 3-4 признака.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.
Рефлексия: Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?