Любовь Кузнецова
Консультация «Блоки Дьенеша — это интересно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Блоки Дьенеша – это интересно!»
Подготовила
Воспитатель Кузнецова Л. В.
2017г.
Консультация :
«Блоки Дьенеша – это интересно!»
Блоки Дьенеша – одно из действительно продуктивных развивающих пособий по формированию математических представлений и развитию логики для дошкольников, по-настоящему правильная игрушка для детей.
Публикация «Консультация „Блоки Дьенеша — это интересно“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Золтан Дьенеш – известный венгерский математик, педагог, психолог, профессор Шербрукского университета, автор эффективного пособия и развивающей игрушки для подготовки дошкольников к усвоению математики, известного сегодня в мире как Блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша, как учебный материал, а также пособия к нему, созданные для развития логических, аналитических и комбинаторных способностей, заслуженно пользуются успехом не только у педагогов, но и родителей дошколят.
Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Блоки Дьенеша помогут развить у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение.
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Начните знакомство с блоками с :
Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме, толщине.
Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.).
10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как сделать так, чтоб их стало поровну.
16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
19. Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.
20. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
21. Педагог убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем педагог убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.
22. Нужно распределить фигуры между педагогом и ребенком таким образом, чтобы педагогу достались все круглые, а ребенку все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
23. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства.
o цвет обозначается пятном.
o величина - силуэт домика (большой, маленький).
o форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
o толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
24. Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т. д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
Наглядные альбомы и пособия с заданиями для детей:
1. Альбомы Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
2. Альбом Блоки Дьенеша «Спасатели приходят на помощь» 5-8 лет.
3. Альбом Блоки Дьенеша "Поиск затонувшего клада"(5-8 лет,
4. Альбом Блоки Дьенеша "Праздник в стране блоков" (5-8 лет)
5. Логические блоки Дьенеша (2-7 лет).
6. Набор: «Давайте вместе поиграем».
Набор «Давайте вместе поиграем» содержит:
• 9 комплектов логических фигур, плоский вариант блоков Дьенеша (для работы с подгруппой детей)
• 2 комплекта карточек с символами свойств
• 1 комплект логических кубиков.
Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с блоками Дьенеша. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала к блокам Дьенеша, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.
Кроме этого в комплект «Давайте вместе поиграем» входят иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами (Для игр с подгруппой детей желательно иметь 2 комплекта блоков Дьенеша).
Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
Рекомендуемая последовательность использования игр в педагогическом процессе:
Игры для младшего дошкольного возраста (3-5 лет) : «Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин».
Игры для старшего дошкольного возраста (5-7 лет) : «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы» (детская площадка, Карточки - символы свойств, «Логический поезд», «Мозаика цифр».
Логические фигуры.
Комплекты «Логические фигуры» могут быть широко использованы воспитателем в педагогическом процессе при:
• ознакомлении детей с эталонами форм
• обучении действиям с эталонами
• развитии восприятия, памяти, внимания, воображения
• развитии способности к логическим операциям и т. д.
Работу с комплектом можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним, двумя, а затем тремя свойствами.
Карточки с символами свойств.
Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств.
Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т. д.
На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.
Игра «найди пару».
Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки
Логические кубики
Материал: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3-8)
Педагогические возможности материала: Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования.
Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика, а это всегда нравится детям.
Угощение для медвежат.
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
• развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
• понимание слов: «разные», «одинаковые»
• подведение к пониманию отрицания свойств.
Художники.
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры:
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Магазин.
Материал: Товар (карточки с изображением предметов, Логические фигуры.
Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Украсим елку бусами.
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• умение «читать схему»
• закрепление навыков порядкового счета.
Архитекторы (детская площадка)
Материал: Алгоритмы №№ 1, 2, Блоки Дьенеша
Описание игры: Детям предлагается разработать проект детской площадки; выбрать необходимый строительный материал; построить объекты детской площадки. Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал»? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Логический поезд.
Материал:
• Три паровоза разного цвета (синий, желтый, красный).
• На каждом поезде его номер: 1 2 3 4, 5 6 7 8, 9 10 11 12.
• 4 вагона
• Карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами
• Комплекты блоков Дьенеша или логических фигур.
Цель игры:
• развитие способности к логическим действиям и операциям
• умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке
• умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
• умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
Мозаика цифр.
Материал:
• 48 карточек с изображением символов и примеров.
• 12 числовых карточек.
• Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)
• 15 предметных карточек
• Блоки Дьенеша
Цель игры:
• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
• Умение выбирать блоки по заданным свойствам
• Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Методическая литература по данной теме:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра. М., "Просвещение", 1988).
2. Математика уже в детском саду. М. Фидлер. М., "Просвещение", 1981.
3. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.