Анастасия Милосердная
Блоки Дьенеша в работе по ФЭМП у дошкольников
▼ Скачать
Блоки Дьенеша в работе по ФЭМП у дошкольников
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.
Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в примерных программах "Детство", "Радуга", "Истоки" и других.
Публикация «Блоки Дьенеша в работе по ФЭМП у дошкольников» размещена в разделах
Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• Развития творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
У игр и упражнений есть три варианта сложности.
Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые,
на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме,
третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.
Затем предлагаются игры, в зависимости от возраста детей:
•Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
•Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
•Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)
•Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
•Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету : красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
•Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня
•и многое другое.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Начиная работать с блоками Дьеныша педагогу необходимо познакомить детей с самими блоками. Сначала можно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже можно предложить следующие задания:
1. Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например, желтую фигуру).
2. Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).
3. Дай мишке все синие фигуры, зайчику — желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.
Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для детей, имеющих проблемы в психическом развитии, интеллектуальном развитии, а также как форма – закрепление у детей, не имеющих отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.
Работа в данном направлении может и не будет легкой, потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Это мастерская для творческих, неравнодушных, целеустремленных педагогов.