Светлана Гнилицкая
Блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса
▼ Скачать + Заказать документы
«Поговори со мной малыш! Или как научить ребёнка говорить?» Егорова Н. В.
Второй блок упражнений. Обучение и закрепление словоизменению слов второго класса.
Отработка образования и проговаривания словосочетаний со словами первого класса I типа склонения.
Игровое упражнение «Прятки». Задачи: 1) отработать образование и проговаривание словосочетания «указательное местоимение (это) + сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения»; 2) организовать с ребёнком простейшую форму диалога.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход упражнения. Логопед поочерёдно в ряд раскладывает картинки (от 3 до 6, а ребё нок называет их: «Это ваза, это туча, это муха и т. д.». Логопед ведёт игру (в последующем сами дети, играя в парах, могут поочерёдно вести игру) : «Где муха?». Ребё нок: «Вот муха?». Логопед: «Это муха?». Ребё нок: «Да, это муха!» и т. д. Ребё нок свой ответ сопровождает движением руки: он хлопает открытой ладошкой по руке логопеда или другого ребёнка, партнёра по игре.
Отработка понимания и использования категории числа существительных первого класса I типа склонения.
Игровое упражнение «Один – это всё». Задачи: 1) закреплять образование категории числа сущ. 1-ого класса I типа склонения в им. падеже; 2) развивать понимание категории ед. и мн. числа глаголов 3-его лица изъявит. наклонения.
Ход упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком слева – картинку с изображением одного предмета и приложенным справа от картинки графическим образом буквы «а» (картинное изображение артикуляции и (или) буквы); справа выкладывает картинку с изображением нескольких предметов, с приложенной к ней графическому образу звука «ы» («и») (картинное изображение артикуляции и (или) буквы). Логопед, показывая на один предмет, чётко проговаривает слово «ваза-а-а», показывая указательным пальцем в момент произнесения окончания его графического образа. Затем показывая на несколько предметов, произносит слово «вазы-ы» с показом указательным пальцем в момент произнесения окончания его графического образа.
1 подход игрового упражнения. Ребёнок повторяет за логопедом поочерёдно слова в ед. и мн. числе, показывая указательным пальчиком карточки с окончанием слов. Игровой подход заканчивается заданием логопеда: «Покажи, где вазы! Это!», ребёнок показывает и заканчивает фразу «…вазы». Логопед: «Покажи, где ваза! Это…», ребё нок показывает и заканчивает фразу: «…ваза». За один подход упражнения отрабатывается от 3 до 5 пар слов.
2 подход игрового упражнения. После проработки всех пар слов сущ. 1-ого класса I типа склонения, логопед вразнобой показывает картинки из пары слов, а ребё нок называет их: «Ваза, ваза, вазы, ваза, вазы, вазы и т. д.». За один подход упражнения отрабатывается от 3 до 5 пар слов.
3 подход игрового упражнения. Логопед перед ребёнком выкладывает пару слов и просит : «Догадайся, какое слово я загадала. Стоит… ваза или вазы». Если ребёнок затрудняется в определении слова, то логопед даёт образец правильного и неправильного словосочетания : «Стоит ваза или стоят ваза? Так что же стоит?», ребё нок: «ваза» и т. д.
Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями во множественном числе «ы» или «и».
Игровое упражнение «Куча мала». Задачи: 1) закреплять образование категории числа сущ. 1-ого класса I типа склонения в им. падеже; 2) отрабатывать операцию выбора нужного слова и нужного окончания по предъявлению картинного изображения слова в ед. или мн. числе.
1 подход игрового упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком перевёрнутые картинки с изображением пары слов в ед. и мн. числе, например по пять картинок слов «ваза» и «вазы». Ребёнок берёт и переворачивает картинку, узнаёт слово, называет его с правильным окончанием «и» или «ы».
2 подход игрового упражнения. По мере освоения ребёнком использования окончаний ед. и мн. числа сущ. I типа склонения, количество слов-картинок может постепенно увеличиваться от 2 до 5 пар слов.
Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями во мн. числе «ы» или «и».
Образование и закрепление в речи винительного падежа единственного числа у существительных первого класса I типа склонения.
Игровое упражнение «Волшебная коробочка». Задачи: 1) отработать образование вин. падежа ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения; 2) отработать образование и проговаривание словосочетания «на + сущ. 1-ого класса вин. падежа ед. числа 1 типа склонения»; «указательное местоимение (там) + сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения»; 3) отработать противопоставление слов «на» и «дай».
Ход упражнения. Логопед достаёт неаккуратно сложенную стопку карточек и обращается к ребё нку с просьбой: «Помоги мне сложить карточки вот в эту волшебную коробочку (логопед подаёт музыкальную шкатулку, давай мне слова! Дай вазу-у-у!». Логопед пальцами открытой ладошки показывает на себя: «А ты говори так – на (логопед выбрасывает ладошку вперёд) вазу-у-у!». Ребё нок: «На вату-у-у», при сопряжённом проговаривании словосочетания логопед, а вместе с ним и ребёнок в конце слова тянут звук «у», сопровождая проговаривание движением «ниточка» от лабиализованных губ говорящего. Получив картинку, логопед кладёт её в шкатулку, закрывая её с проигрыванием музыки.
В конце упражнения логопед задаё т вопрос: «Что же ты дал (а) мне?», в быстром темпе логопед показывает картинки, а ребёнок проговаривает слово с акцентуацией последнего звука, договаривая фразу логопеда: «дал (а…», а ребё нок: «козу-у-у, вазу-у-у» и т. д. Завершая игровое упражнение, логопед просит припомнить все картинки-слова, находящиеся в шкатулке: «Что там?». Ребё нок: «Там ваза, там коза и т. д.».
Отработка предложно-падежных конструкций существительных первого класса единственного числа I типа склонения.
Игровое упражнение «Гости». Задачи: 1) отработать образование род. падежа ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения с предлогом У; 2) отработать образование словосочетания «сущ. 1-ого класса им. падежа ед. числа I типа склонения + предлог У + сущ. 1-ого класса род. падежа ед. числа I типа склонения»; 3)отработать противопоставление им. и род. падежей ед. числа сущ. 1-ого класса I типа склонения.
Ход упражнения. Логопед выкладывает перед ребёнком картинки сущ. первого класса I типа склонения (от 3 до 6). Ребё нок называет их: «Это ваза, это коза, это муха и т. д.». Логопед: «К нам прилетела сова и хочет познакомиться с нашими словами, пойти к ним в гости. Поможешь сове?». Логопед: «Летела, летела сова, умная голова. Летела, летела и села …». Логопед «садит» сову У какой-либо картинки и проговаривает фразу: «Сова села У козы». Логопед сопровождает свою речь движениями: сова – показывает указательным пальцем на игрушку; села – делает движения на стуле; «у» – тянет «ниточку» от лабиализованных губ; козы – показывает на картинку «коза» и в последний момент чётко артикулирует звук «ы», показывая ручную модель звука. Затем совместно с ребёнком ещё раз логопед произносит и показывает предложение. Таким способом ребёнок проговаривает все предложения.
В конце игры для закрепления произнесения правильного окончания и предлога У, логопед поочерёдно «садит» у каждой картинки сову, произнося: «Сова села…», ребё нок договаривает:«…у вазы-ы-ы, у ваты-ы», логопед в момент проговаривания помогает ребёнку жестами.
Методические указания: в один игровой подход необходимо выбирать слова с одинаковыми окончаниями в род. падеже «ы» или «и».