Данилова Елена Сергеевна
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребёнка.
Публикация «Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Любая коррекционно-педагогическая работа с ребёнком направлена на то, чтобы помочь ему максимально реализовать свой потенциал, предупредить возможные нарушения развития и получить те навыки, которые позволят успешно жить в обществе.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является : диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте является:
• Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими.
• Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, мнестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.
• Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения).
• Формирование математических представлений.
• Развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом.
• Воспитание навыков самообслуживания.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Развитие познавательной деятельности
Обучая детей с ОВЗ, ставлю перед собой задачу максимально развить их познавательные возможности, подготовить к посещению школы и к относительно независимой жизни в будущем.
Индивидуальные занятия по когнитивному развитию проводятся с ребёнком один раз в неделю. Задачей занятия является оценка успехов ребёнка, выявление трудностей в усвоении программы и определение зоны его ближайшего развития. Отработка понятий и навыков осуществляется в тесном контакте с родителями.
Занятия позволяют решить ряд задач:
• Плавный и мягкий переход к самостоятельному участию ребёнка в групповых занятиях. Постепенное увеличение самостоятельности ребёнка.
• Приближение к более формальной обучающей среде, а также к дальнейшей интеграции детей в общество.
• Формирование собственной мотивации детей, направленной на участие в различных видах групповой деятельности.
• Постепенное обучение совместной деятельности. Формирование у детей системы взаимоотношений, необходимых для включения в социальную жизнь.
Занятия по когнитивному развитию осуществляются в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, воспитателями, работающими с детьми-инвалидами и строятся с учётом уровня речевого, двигательного и социально-эмоционального развития ребёнка. Взаимное влияние всех сфер развития ребёнка очень велико, сформированность и качество навыков в каждой из них сказывается на развитии других сфер.
Особое значение имеет взаимосвязь между уровнем развития речи и уровнем когнитивного развития. Уровень импрессивной и экспрессивной речи важен для понимания инструкции и выполнения когнитивных заданий, требующих устных ответов.
Социально-эмоциональное развитие ребёнка, его контактность, развитие волевой сферы существенны для любого процесса обучения. Высокий уровень социально-эмоционального развития способствует позитивному отношению к обучению и включению навыков, в том числе когнитивных, в собственную деятельность ребёнка, что является заключительным этапом формирования навыка.
Специфические особенности, типичные для детей-инвалидов, которые влияют на их когнитивное развитие:
1) медленное формирование понятий и становление навыков:
• снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
• снижение памяти, необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
• низкий уровень обобщения материала; утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными;
2) низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:
• трудности, возникающие при необходимости объединить новую информацию с уже изученным материалом;
• нарушение переноса усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, то есть заученными, многократно повторяемыми действиями;
• трудности при выполнении заданий, связанных с оперированием несколькими признаками предмета или выполнением цепочки действий;
• нарушение целеполагания и планирования действий;
3) неравномерность развития ребёнка и зависимость когнитивного развития от уровня развития других сфер (двигательной, речевой сферы, социально-эмоционального развития);
4) необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты даёт зрительно-телесный анализ;
5) нарушение сенсорного восприятия за счёт повышения порога тактильной и проприоцептивной чувствительности и часто встречающихся нарушений зрения и слуха.
Когнитивное развитие учитывает исходный уровень, индивидуальный темп развития каждого ребёнка, специфику усвоения им отдельных заданий и предполагает переход к заданиям следующего уровня только после реального усвоения заданий предыдущего уровня. Задания, направленные на отработку конкретных понятий или навыков, повторяются многократно с использованием различного дидактического материала.
Особое внимание уделяется развитию игровой деятельности, поскольку сюжетно-ролевая игра является той доступной для ребёнка моделью реальной жизни, где он может самостоятельно принимать решения и планировать свои действия.
Исходя из того, что развитие речи и двигательное развитие, в том числе мелкая моторика, имеют свои особенности и также замедлены, программа когнитивного развития построена таким образом, чтобы ребёнок мог выполнять задания, опираясь на наглядные средства, и использовал речь и графические навыки по мере их развития. Когнитивные задания оказывают положительное влияние на развитие других сфер.
Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, условны объединены в следующие разделы:
• внимание и память;
• логическое мышление;
• сортировка, которая в дальнейшем развивается в более сложные виды классификации;
• конструктивная деятельность;
• формирование математических представлений и обучение счёту;
• игровая деятельность.
Последовательность развития понятий и навыков усложняются в рамках каждого раздела обучения.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога : деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс.