Анастасия Пичкобий
Биоэнергопластика как средство развития ума детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Раскрывая актуальность данной темы, мне бы хотелось немного акцентировать внимание на терминологии и выстроить логическую цепочку…причем тут биоэнергопластика, воспитание ума как это взаимосвязано.
Ум – это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо.
Публикация «Биоэнергопластика как средство развития ума детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
Здорово, когда педагог может «вложить» новые знания, представления в голову ребенка, а ребенок эти новообразования может в нужный момент «достать», адаптировать под себя и условия окружающей действительности. НО…если мы рассмотрим этот «механизм – передачи» в контексте работы с детьми с ОВЗ, то увидим, что «механизм не работает».
Это действительно проблема, потому как общепринятые нормы и стандарты – не срабатыают, следовательно, чтобы к проблеме подобрать решение, для начала нужно найти причину, т. е. поломку.
О работе с детьми с ОВЗ Василий Александрович Сухомлинский писал так: Слабость мышления как раз и состоит в том, что ребенку с отклонениями от нормы тяжело переходить от конкретного к общему, тяжело анализировать, синтезировать, обобщать. Вот почему важным средством воспитания ума Сухомлинский считал ручной труд, наполненный интеллектуальным содержанием. Кроме этого, дети с отклонением от нормы должны пройти продолжительную школу наглядно-образцового мышления.
И еще одно важное изречение:
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка!» В. А. Сухомлинский.
Возникает вопрос, при чем тут речь…
Можно вспомнить труды Л. С. Выготского - "Мышление неразрывно связано с речью, мысли всегда облекаются в речевую форму, человек думает словами, общается с помощью речи".
Выражение мысли словами представляет собой сложный процесс. Исторически мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга.
Если рассматривать нарушение речи, у детей с ОВЗ как вид дизонтогенеза, то сегодня специалисты приходят к выводу, что это всего лишь – верхушка айсберга…
В последнее время детей с нарушениями в развитии становится все больше. Это уже не простые нарушения, выделяемые классификациями, это - множественные нарушения, сочетанные. Все чаще в своей работе приходится затрагивать коррекционные методики обучения и развития из смежных дисциплин, как,например, применение сенсорной интеграции – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.
Причиной сложной наполняемости структуры дефекта является – неполноценное развитие нейронов, пучков, отростков, центров, в коре головного мозга.
Здесь хотелось бы остановиться на организации работы мозга. Условно разделив его на части (левую и правую, переднюю и заднюю, можно увидеть – левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а также за абстрактно-логическое мышление. Оно активно в момент, когда мы анализируем, считаем, говорим.
Правое полушарие управляет левой половиной тела и формирует пространственно –образное мышление. Оно активно, когда мы рисуем, фантазируем, танцуем, молчим.
Максимальная активность достигается при одновременной работе обоих полушарий.
Дети с ОВЗ часто отстают в развитии словесно-логического мышления, наглядно-образного.
Говоря про мозг, невозможно не упомянуть известное выражение И. Канта - «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка!» Сухомлинский В. А.
С анатомической точки зрения – около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.
В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…
До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Дошкольный возраст – тот возраст, в котором преобладает пластичность коры головного мозга. Необходимо использовать все компенсаторные возможности, чтобы не упускать время для становления речи и, следовательно, развития мышления.
Особенностью детей с ОВЗ является асинхронность и неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала, развитии речи. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации.
- В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Таким образом - развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.
Выбор такого метода воздействия, как биоэнергопластика, считаю весьма уместным.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Что дает мне использование этого элемента логопедической работы?
- повышение эффективности постановки и автоматизации звуков (за счет формирования правильной артикуляционной позы, укрепления мышц)
- запоминание речевого материала (т. к. упражнения сопровождаются короткими стишками, потешками, сказками).
- активизацию и настройку на активную работу в начале занятия.
- эмоциональную разгрузку в середине занятия, как физпаузу.
Ребята с большим удовольствием «играют в язычки», тем самым мы успешно решаем коррекционные задачи в игровой форме легко и непринужденно.
В качестве «язычков» - выступают перчатки, рукавички, носочки розовых оттенков, различных по текстуре ткани, украшенных всевозможными бусинами, колокольчиками, пайетками, термоаппликациями.
Традиционно выделяются этапы проведения биоэнергопластики:
1 этап - Знакомство с органами артикуляции. Изучение основных упражнений артикуляционной гимнастики.
2 этап - Повторение упражнений с использованием ведущей руки ребенка.
3 этап - Повторение упражнений с использованием другой руки ребенка.
4 этап - Повторение упражнений с использованием обеих рук ребенка.
5 этап - Выполнение упражнений с использованием героя (перчаток, пальчикового театра.
6 этап - Упражнения выполняются без зрительной опоры.
Литература
Бадаян Л. О. Невропаталогия М., 1982
Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи//Дефектология, -1999, -№4
Кирьянова Р. А. Комплексная диагностика. С-Пб., 2002
Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
Кузнецова Е. В. Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004
Новиковская О. А. Логоритмика. С-Пб, 2005
Новоторцева Н. А. Развитие речи дошкольников. Ярославль, 1999
Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 2000
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М. ,2000