Людмила Круговых
Безопасное поведение детей в социальном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни дошкольника, в значительной мере определяющий его последующее развитие. Ребёнок XXI века не такой, каким был его сверстник 6-12 лет назад. Изменилось содержание предметного и социального мира современных детей – их окружают всевозможные гаджеты, интерактивные и компьютерные игры, которые они быстро осваивают. Поэтому цифровая образовательная среда ДОУ должна удовлетворять потребности и интересы современных детей.
Публикация «Безопасное поведение детей в социальном мире» размещена в разделах
Цифровые образовательные технологии – неотъемлемая часть современного образования, они находят свое применение и в дошкольном образовании. Согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» в рамках государственной программы РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» (с изменениями и дополнениями от 29 марта 2019 г.) в образовательных организациях необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина отмечают роль педагога в формировании личности, считая, что современный воспитательный процесс должен базироваться помимо защиты ребенка, прежде всего, на его подготовке к жизненным реальным ситуациям. Ю. В. Репин, соглашаясь, с мнениями педагогов, говорит о значимости привития детям норм безопасного поведения в окружающей действительности.
Чтобы сформировать образ дошкольника, обладающего культурой безопасного поведения, как в дошкольном образовательном учреждении, так и окружающей среде, в целом основными принципами воспитательного процесса должны являться: информированность, мотивация, уверенность и чувственный опыт. Дошкольник, который будет иметь представления о сущности безопасного поведения, обладать мотивацией к охране здоровья, иметь уверенность в своих знаниях о правилах безопасности, будет способен качественнее адаптироваться к окружающей среде и максимально предотвратить угрозы безопасного поведения в будущем.
Для достижения надлежащих результатов педагогической деятельности в сфере воспитания безопасного поведения старших дошкольников в детских садах и окружающей среде, мы разработали и апробировали систему работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе использования мультимедийных игр и пособий. Применение в организованной образовательной деятельности презентаций, программно-методических комплексов, видеофильмов. В режимных моментах применение аудио сказок, учебных мультфильмов, обучающих и развивающих игр.
Чтобы реализовать на практике мы использовали:
- учебные мультфильмы: «Уроки тетушки Совы» - Серии «Уроки осторожности», «Азбука безопасности на дороге»; «Спасик и его друзья»; «Смешарики» : Азбука безопасности»; «Робокоп Поли. ПДД», «Безопасность – это важно»; «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Озорная семейка. Правила движения», «Пожарная безопасность для детей»,
- учебные мультфильмы для детей от компании «Лукоморье Пикчерз»;
- программно-методические комплексы «Правила дорожного движения для детей», «Диагностическое лото. Формирование основ безопасности у детей»;
- видеоролики;
- видеофильмы «Пять лесных заповедей», «Чрезвычайные приключения»; презентации «ПДД для дошкольников», «Наше тело. Как мы устроены», «Город дорожных знаков»;
- обучающие и развивающие компьютерные игры «Поиграем в дорогу», «ПО дороге со Смешариками», «Правила дорожного движения. Маленький автомобильчик ищет своих друзей»;
- футажи для презентаций;
- аудиозаписи.
В качестве основной формы обучения дошкольников мы предлагаем выбрать занятия с использованием мультимедийных игр и пособий (фронтальные, групповые, индивидуальные, осуществляемые в игровой форме, так как игра – является ведущим видом деятельности дошкольников.
Для эффективного усвоения предложенного материала предлагается использовать интерактивные игры, анимационные мультфильмы, видеофильмы. В учебно-методической базе педагога-воспитателя должно содержаться большое количество образцов записей сказок, мультфильмов. Компьютерные ситуации позволяют повторить их столько раз, сколько нужно дошкольнику. Так, с помощью компьютерных игровых средств (КИС) можно научить дошкольника адекватно реагировать на ситуации, которые ребенок может встретить в быту, в ДОУ, во время спортивного отдыха. Можно сказать, что формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на основе использования мультимедийных игр и пособий, в обучении является актуальным, доступным и более эффективным, чем традиционные занятия.