Илсияр Ахметова
Беседа с родителями «Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе»
▼ Скачать +Заказ
Все без исключения родители заинтересованы в успехе образования ребенка. Поэтому они заранее начинают готовить их к школе : записывают будущих первоклассников на подготовительные курсы, учат их читать, писать и считать.
Несомненно, что эти навыки пригодятся ребенку в процессе учебы, однако мамы и папы забывают о психологической готовности детей к школе. Именно этот фактор определяет достаточную зрелость психики ребенка для перехода на новый этап развития – к учебной деятельности.
Публикация «Беседа с родителями „Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
В этой статье вы узнаете больше о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему это так важно.
Чтобы меньше беспокоиться за маленького ученика и узнать, как проходит длительный и часто сложный процесс адаптации, воспользуйтесь приложениями “Где мои дети” или «Kid security» для родительского контроля. С его помощью вы сможете слышать звуки вокруг вашего ребенка, вступать с ним в контакт в случае любой ситуации и отслеживать его местоположение на карте.
Содержание:
• Что такое психологическая готовность к школе?
• Компоненты к методам диагностики готовности
• Признаки недостаточной готовности детей к обучению в школе
• Как правильно подготовить ребенка к школе?
• Что такое психологическая готовность к школе?
Многие родители считают, что если ребенок к шести годам научился читать, писать и решать математические задачи, то он полностью готов к интеграции в школьную систему.
Это мнение ошибочно. Это связано с тем, что дошкольнику недостаточно обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, чтобы полностью освоить школьную программу.
К этому времени у ребенка должна быть выработана психологическая готовность к обучению в школе. Это необходимый уровень развития, который позволит им быть успешными не только в процессе обучения, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в понимании внутренней позиции ученика.
Готовность ребенка к обучению подразумевает, что все области психического развития готовы принять правила школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть психологически готов к школе? Это можно наглядно продемонстрировать на примере реального исследования.
В возрасте 6 лет ребенок уже умел читать, писать заглавными буквами и знал почти все названия динозавров. Однако мальчик испытывал проблемы с поведением: он закатывал истерики по любой причине и отказывался отвечать на требования взрослых, а также был недисциплинированным. Малыш почти не общался с другими детьми в своем классе, ему было трудно завязать разговор или пригласить ребенка поиграть с ним. Психолог, анализируя готовность его к школе, сообщил матери, что ее ребенок психологически не готов пойти в школу, и рекомендовал ей оставить в дошкольном учреждении еще на один год. Мать была в ярости: почему у ее сына низкий уровень готовности, если он уже так много знает! Не прислушавшись к совету профессионала, мать отправила своего сына в первый класс. Вскоре после этого у мальчика начали возникать серьезные проблемы. Он не находил уроки интересными, не слушал своего учителя и смотрел в окно или рисовал на своем столе во время урока. Домашнее задание мальчик выполнил только с помощью своей матери и под ее строгим контролем. Месяц спустя директор школы пригласил его мать к себе в кабинет и порекомендовал ей отдать мальчика в специализированную школу, поскольку он не справлялся со школьной программой.
Этот пример иллюстрирует важность правильной психолого-педагогической подготовки к школе и к будущей жизни. В нем внимание направлено на все аспекты психического развития ребенка. Из-за неправильных действий матери ребенок оказался в школе с особыми потребностями, в системе образования, которая не соответствует его реальным возможностям.
Подводя итог, можно сказать, что ребенок, который психологически готов к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Им легче налаживать отношения с учителями и одноклассниками, заводить друзей и демонстрировать свои лучшие черты характера.
Чтобы меньше беспокоиться за маленького ученика и узнать, как проходит длительный и часто сложный процесс адаптации, воспользуйтесь приложением “Найди моих детей” для родительского контроля. С его помощью вы сможете слышать звуки вокруг вашего ребенка, вступать с ним в контакт в случае любой ситуации и отслеживать его местоположение на карте.
Компоненты готовности
Давайте теперь посмотрим, что на самом деле нужно ребенку, чтобы добиться успеха в школе:
Мотивированная готовность
Задача, которая выполняется с готовностью и интересом, является единственной, которая была бы успешной. Следовательно, к концу дошкольного возраста ребенку необходимо будет иметь следующее:
• готовность учиться и получать новые знания;
• интерес к окружающему миру;
• позитивное отношение к школе, учителю и другим одноклассникам.
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей начинают доминировать социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится носить красивую форму, иметь школьные принадлежности, такие как канцелярские принадлежности, знакомиться с новыми друзьями, получать хорошие оценки и получать похвалу от учителя.
Мотивация к обучению появляется гораздо позже, ближе ко второму или третьему классу. Сначала ребенку нужно будет ознакомиться с ролью ученика, а затем перейти к пониманию того, что эта роль может ему принести.
Интеллектуальная готовность. Чем больше ребенок знает и умеет делать, тем легче ему будет позиционировать себя в начале процесса обучения в школе. Следующие пункты будут выступать в качестве важных показателей готовности :
• способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и ситуациями;
• способность анализировать, подводить итоги и делать выводы;
• достаточное количество накопленных знаний об окружающем мире в соответствии с их возрастом.
Социальная и личностная готовность
Школьное образование предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками и детьми из других классов. Следовательно, у ребенка должны быть развиты следующие способности:
способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, как с теми, кого они знают, так и с совершенно незнакомыми людьми;
• способность реагировать на требования взрослых;
• отзывчивость, сопереживание;
• выработанные моральные принципы;
• адекватная самооценка.
Эмоциональная готовность и самомотивация
Проблемы школьной жизни нелегки для бывшего дошкольника. Теперь им приходится рано вставать, приходить в школу до начала занятий и подолгу сидеть в классе. Расслабиться дома тоже не удастся, потому что им не придется делать домашнюю работу. Следовательно, теперь ребенку нужно будет быть сосредоточенным, ответственным и организованным.
От него потребовались бы следующие навыки и умения:
• сосредоточиться на задаче и сконцентрироваться в целом;
• для выполнения задач;
• контролировать свои действия и эмоции и держать негативные проявления при себе;
• преодолевать трудности при достижении определенной цели;
• способность действовать в соответствии с правилами.
У мальчика из нашего тематического исследования не было достаточно развитой готовности и эмоциональной зрелости с личной и социальной точек зрения. Он не мог контролировать свое поведение, подчиняться взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мать уделяла достаточно внимания развитию их любопытства к освоению новых навыков, весьма возможно, что результат был бы другим.
Методы диагностики
Для того чтобы определить уровень готовности ребенка к школе, психологи используют различные методы, такие как “Графический диктант”, “Беседа о школе” и многие другие.
Однако родители сами могут определить степень готовности своего ребенка к школьному обучению.
Во-первых, вы можете задать своему сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире, таких как “Какие виды птиц вы знаете?”, “Расскажите мне о признаках весны в природе?”, “Почему вода превращается в лед?”.
Во-вторых, существуют довольно простые методы, с помощью которых матери и отцы могут понять уровень развития памяти, внимания и мышления своего ребенка.
“10 слов”
Одним из таких методов является метод “10 слов”. Суть его заключается в том, что мать зачитывает 10 слов, которые не связаны с их значением. Задача ребенка - назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого набора. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. Низкий уровень развития слуховой памяти характеризуется 3 или менее заученными словами.
“Повторите шаблон”
Другая техника, которая довольно проста для родителей, называется “Повторите шаблон”. Мама или папа нарисуют простой узор в тетради и попросят ребенка сделать то же самое. Здесь можно было бы оценить сразу несколько показателей: может ли ребенок рисовать линии точно так, как вы их нарисовали, или нет, получается ли у них однородный узор или есть различия, усердно или небрежно они выполняют задание. Если узор нарисован правильно и ровными линиями одинакового размера, это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае этим навыкам следует уделить особое внимание.
“Четвертый лишний”
Уровень логического мышления ребенка можно определить с помощью метода, называемого “Четвертый лишний”. Вот принцип: ребенку показывают 4 картинки, одна из которых нечетная. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребенка назвать странное изображение и объяснить свой выбор. Из 10 попыток по крайней мере 7 должны быть успешными. Результат из 6 изображений или меньше указывает на недоразвитость у ребенка навыков анализа и обобщения. Это также может свидетельствовать о низком уровне общей культуры.
Родителям полезно понаблюдать за ребенком : как они общаются с окружающими их людьми, есть ли у них друзья, умеют ли они сосредоточиться на чем-то одном, есть ли у них желание научиться чему-то новому. Важным показателем является то, как ребенок справляется с трудностями: уступает ли он им, обращается за помощью к родителям или решает проблему самостоятельно.
Признаки недостаточной готовности детей к обучению в школе
Эти проявления могут быть замечены до того, как ребенок пойдет в первый класс и начнется его время в школе. Ребенок не готов учиться в школе, если у него проявляются следующие симптомы:
• не сосредоточен, “витает в облаках”, не в состоянии сосредоточиться в течение длительного времени;
• гиперактивен, легко отвлекается и постоянно испытывает недостаток дисциплины. ;
• часто устает и легко раздражается;
• неспособен подружиться со своими одноклассниками, ведет антисоциальный образ жизни или, наоборот, регулярно вступает с ними в конфликты;
• не хочет ходить в школу, жалуется на “плохого учителя” и “скучные уроки”;
• сталкивается с трудностями при усвоении новых знаний;
• часто болеет и жалуется на плохое самочувствие;
• неуравновешен и с трудом заводит разговор со взрослыми.
Родителям важно не забывать, что, отдавая своего ребенка, который морально не готов, в школу, они сильно вредят своей психике.
Как правильно подготовить ребенка к школе?
Для того чтобы ребенок был успешен в учебе при подготовке к школе, нам, как родителям, необходимо обратить внимание на целостность факторов его психологической готовности :
Формирование мотивации к обучению и позитивного отношения к школе
• Расскажите своему ребенку о вашем школьном возрасте - о ваших любимых учителях, предметах, которые вам нравились, и забавных ситуациях с одноклассниками.
• Смотрите фильмы и читайте книги о школе коллективно, а затем обсуждайте их.
• Чаще играйте в “школу”. Позвольте ребенку попробовать себя в разных ролях, как учителя, так и ученика.
• Выделите своему ребенку специальное место для занятий, выберите правильную мебель, одежду и материалы.
• Активизируйте их жажду учиться
Старайтесь не давать своему ребенку никаких готовых ответов. На каждое “Но почему. ?” отвечайте им: “И что вы об этом думаете?” Дошкольникам нравится, когда их мнение учитывается, как если бы они были взрослыми. Более того, необходим дополнительный опыт наблюдения и анализа того, что происходит вокруг них.
Загадки и решение задач – все это должно присутствовать для того, чтобы развивать логическое мышление вашего ребенка. Даже возвращаясь домой, можно загадывать загадки о вещах, которые окружают ребенка.
Не подавляйте исследовательский интерес в ребенке. Позвольте им смотреть, трогать, копаться в вещах и т. д.
Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите и конструируйте вместе со своими детьми.
Научите своего ребенка взаимодействовать
Почаще навещайте своих друзей вместе с сыном или дочерью, посещайте новые места и знакомьтесь с новыми людьми. Дайте им возможность продемонстрировать свою инициативу при взаимодействии с другими.
Спросите своего ребенка о других детях в классе или в группе, спросите их, кто им нравится, а кто нет и почему.
Научите своего ребенка справляться с проблемами и скажите им, что плохие ситуации случаются с каждым. Им нужно преодолеть их и продолжать двигаться дальше.
Развитие готовности и контроль поведения
Играйте в игры с правилами: настольные игры, игры со словами и активные игры.
Пусть ваш ребенок привыкнет к домашним обязанностям и уходу за животными.
Научите своего сына или дочь планировать свои ежедневные действия. Например, если им нужно нарисовать картину. Для этого потребуется чистый лист бумаги, а также краски, карандаши, фломастеры и место для работы. Задавайте своему ребенку вопросы, такие как “Как ты собираешься это сделать?”, “Для чего тебе это нужно?”, и делайте это чаще.
Напомните им, что все нужно доводить до конца и не бросать дела на полпути.
Это все, что матерям и отцам нужно знать о психологической готовности к обучению в школе и о том, что это влечет за собой. Не забывайте, что успех вашего ребенка в учебе, а также психологическое благополучие как его детей, так и родителей, зависит от степени готовности вашего ребенка к школе.