Анастасия Кутафина
Беседа с детьми старшего возраста «Мир ребенка начинается семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Углублять представления детей о семье и ее истории.
Задачи:
- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;
- систематизировать и уточнить знания детей о семье;
- закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях;
- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;
- способствовать развитию логического мышления.
Оборудование: предметные картинки «Семья», мяч, шаблоны ромашек по количеству детей, шаблон солнца и лучики желтого и голубого цветов, по 2 на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Публикация «Беседа с детьми старшего возраста „Мир ребенка начинается семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Индивидуальные беседы о членах семьи. Просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно - ролевые игры «Семья». Разучивание стихов, пословиц и поговорок о семье. Составление коллажа из детских работ.
Ход беседы:
Дети сидят на стульчиках.
В: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть (Д: здравствуйте)
В: Давайте встанем в круг и с улыбкой передадим своё хорошее настроение и добрые пожелания друг другу (воспитатель становится с детьми в круг и первым начинает говорить пожелания и так далее по кругу).
- А сейчас присаживайтесь на стульчики (дети садятся).
- Говорить мы будем об очень важном, для каждого человека.
В: Ой, посмотрите, что это? (показывает на воздушный шарик у потолка,
(Д: воздушный шар)
- На нём что- то писано (педагог берёт шарик за веревочку).
- Здесь написана цифра и буква.
Ребята, это же ребус! Давайте его разгадаем?
В: Скажите, какая это цифра? (Д: цифра 7.)
- А что это за буква? (Д: это буква Я.)
- Что за слово получилось? (ответы детей)
- Правильно, семья.
Сегодня разговор наш будет о семье (педагог привязывает шарик к стенду с коллажем).
В: Семья - это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.
- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? (Д: домой).
- А почему? (ответы детей)
- Да, вас ждет дома ваша семья.
- Дети, что же такое семья? Как вы это понимаете? (индивидуальные ответы детей)
- Для чего она нужна человеку семья? (Д: чтобы любили, заботились, защищали).
В: А ведь не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.
Раньше, в старину на Руси говорили: семья - это семь Я, то есть семь и более человек живущих в одном доме в одной большой, дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сестрах.
- Говорят, что в старину
Так оно и было
Много братьев и сестёр
Весело дружило
Вместе пили молоко
Вместе ели сушки
Настоящий детский сад
В каждой был избушке.
- Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют – дружной.
Как еще можно назвать такую семью? (Д: крепкой)
В: Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, а сейчас предлагаю размяться и рассказать о своей семье (упражнения на развитие мышечной регуляции детей)
Я всех родных не могу сосчитать (кружатся на месте с закрытыми глазами)
Но про семью вам хочу рассказать (указательными пальцами показывают друг на друга)
Дружно мы очень в доме живём, (берутся за руки и поднимают вверх- вниз)
Полезное дело у каждого в нем (хлопают в ладоши).
Папа - наш друг и защитник, (берут друг друга за руки)
Деньги приносит он в дом (пальцы в замок и на правое плечо, шагают)
Мама нам вкусно готовит, (гладят себя по животу)
Чинит и гладит бельё (движения рукой вправо- влево)
Дедушка мудрый советчик (левая рука на пояснице, указательный палец правой руки поднять вверх).
Бабушка, вяжет носки (поднимать ноги поочерёдно, согнув в коленях)
Маленький брат карапузик, лишь начинает ползти (приседают)
Ну а сестра повзрослела, (руки поднять вверх)
В школу пошла в первый класс (руки сложили перед собой, пружинка вниз)
И я не сижу без дела (руки на поясе, наклоны вправо-влево)
Всем помогала не раз (наклонились в круг, руки раскрыли друг перед другом).
В: Вот мы с вами размялись и отдохнули. А сейчас присядем на стулья (дети присаживаются на места)
- Ребята у всех вас есть семья. А вы можете рассказать нам о своих родных?
- (Имя ребенка) о ком из своей семьи ты нам расскажешь? (Р: о своей маме)
Р: С мамой в парке мы гуляем
С мамой пазлы собираем,
Изучаем всё вокруг
Мама – самый лучший друг!
В: (Имя ребенка) какие самые хорошие слова ты скажешь о маме, какая она?
(Р: нежная, ласковая, внимательная, заботливая)
- А давайте мы все вместе повторим, какая мама? (Д: нежная, ласковая, внимательная, заботливая. Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
В: (Имя ребенка) а, ты о ком будешь говорить? (Р: о своем папе)
Р: Кто не в шутку, а в серьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
Ну, конечно, папа.
В: (Имя ребенка) какие хорошие и теплые слова ты скажешь о папе? Какой он твой папа?
(Р: сильный, смелый, мужественный).
- А давайте мы все вместе повторим, какой папа? (Д: сильный, смелый, мужественный. Хоровые и индивидуальные ответы детей)
Следующий ребенок рассказывает о своей бабушке
Р: Моя бабушка такая
Рукодельница большая
Вяжет, шьёт и вышивает,
Пирожочки выпекает.
В: (Имя ребенка, а какая твоя бабушка? (Р: добрая, ласковая, мудрая)
- Ребята, давайте мы, вместе скажем какая бабушка? (Д: добрая, ласковая, мудрая. Хоровые и индивидуальные ответы детей)
Следующий ребенок рассказывает о своем дедушке.
Р: У меня есть дед родной-
Он такой мастеровой.
Коль ремонт – в один момент
Он отыщет инструмент,
Открывает сундучок,
Рядом я - его внучок.
В: (Имя ребенка) какие хорошие слова ты скажешь о дедушке?
(Р: отзывчивый, трудолюбивый, внимательный).
- Давайте мы вместе повторим, какой дедушка? (Д: отзывчивый, трудолюбивый, внимательный. Хоровые и индивидуальные ответы).
В: Может, кто то еще хочет рассказать нам о своих близких?
- А сейчас (имя ребенка) расскажет нам о старшей сестре.
Р: Кто любит и меня и братца?
И ещё любит наряжаться.
Очень модная девчонка
Моя старшая сестренка.
В: (Имя ребенка) какие добрые слова ты скажешь о ней?
(Р: заботливая, весёлая, красивая).
- Давайте мы вместе повторим, какая сестра у (имя ребенка)? (Д: заботливая, весёлая, красивая. Хоровые и индивидуальные ответы.)
- Ребята, вы прочли замечательные стихи, сказали такие добрые, нежные, ласковые слова о своих родных и близких.
- А сейчас предлагаю повторить, кем члены семьи приходятся друг другу и поиграть в игру «Кто, кем приходится?». Вам интересно? (Д: да)
В: Я буду по очереди каждому задавать вопрос и бросать мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.
(Педагог объясняет правила игры).
Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив.
В: 1.- Девочка для мамы и папы кто? (Р: дочка).
2.- Мальчик для папы и мамы кто? (Р: сын).
3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Р: внук).
4. -Папа для дедушки и для бабушки кто? (Р: сын).
5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (Р: дочь).
6.- Кто папа для мамы? (Р: муж)
7.- Кто мама для папы? (Р: жена)
8. -Мальчик для девочки в семье кто? (Р: брат)
9.- Девочка для мальчика в семье кто? (Р: сестра).
10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (Р: внучка)
В: Вы замечательно усвоили, кто кому приходится! Присаживайтесь на стульчики (дети садятся на места)
- Русский народ сложил ещё с древних времён много пословиц и поговорок о семье.
- Кто из вас знает пословицы? (дети поднимают руки)
- «Родители трудолюбивы – дети не ленивы» (имя ребенка)
- «Человек без семьи, что дерево без плодов» (имя ребенка)
- «В семье дружат, живут, не тужат» (имя ребенка)
- «Добрая семья прибавит ума» (имя ребенка)
- «В хорошей семье хорошие дети растут» (имя ребенка)
В: Спасибо ребята, добрые пословицы и поговорки вы рассказали нам!
- Мне бы очень хотелось узнать, как вы выражаете свою любовь к близким?
(Д: совершаем хорошие поступки)
В: Верно, надо совершать только хорошие поступки, и стараться не делать плохих, что бы ни огорчать своих родных. Ведь ваши хорошие поступки будут только радовать близких.
- А как вы думаете, на что похожа радость, на солнышко или на тучку?
(Д: на солнышко).
- На что похожа печаль? (Д: на тучку).
В: Ребята, у вас под стульчиками лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Достаньте их.
- Я буду называть разные поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимите тучку, если порадует – солнышко (дети поднимают карточки в соответствии с поступками)
- Подрались с другом?
- Помирились с другом?
- Убрали на место игрушки?
- Разбили чашку?
- Нарисовали красивую картину?
- Вы были внимательны, и каждый поступок оценили правильно.
В: А сейчас предлагаю вам поиграть с пальчиками (дети и педагог выполняют пальчиковую гимнастику «Семья»)
- Поднимаем руки ладонью к себе и в соответствии с текстом загибаем пальцы, начиная с безымянного.
- Знаю я, что у меня
Дома дружная семья;
Это - мама (безымянный палец)
Это – я (мизинец)
Это – бабушка моя (указательный)
Это - папа (средний)
Это – дед (большой)
И у нас разлада нет.
- Вот и хорошо, ручки мы размяли.
Звучит тихая музыка «Моя семья»
В: В старину и по сей день самым нежным символом семьи является ромашка (педагог раздает детям цветы – шаблоны ромашек)
- Ребята, я хочу, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света в ваш дом.
- А сейчас давайте с вами прочтем стихотворение про семью.
(Педагог и дети читают стих).
- Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
В: Вот и подошла к концу наша беседа, я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Д: о семье)
- Для чего нужна человеку семья? (Д: чтобы любили, заботились, защищали).
- Какие бывают семьи? (Д: большие и маленькие)
-Каких членов семьи вы знаете? (Д: мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка).
- Какие ласковые, добрые, хорошие слова вы можете сказать о своих родных? (дети называют: какая мама, какой папа, какая бабушка, какой дедушка, какая сестра)
В: Спасибо вам ребята, вы сегодня были активными и внимательными!
- А сейчас, посмотрите на доске прикреплён круг от солнышка (педагог раздает детям лучики жёлтого и голубого цветов).
- Лучики нужно прикрепить к солнышку. Если вам очень понравилась беседа, и вы узнали много интересного, прикрепите к солнышку лучик желтого цвета, а если вам не понравилось, и было не интересно - голубого цвета.
В: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья