Анастасия Кутафина
Беседа с детьми подготовительной группы «Мир ребенка начинается с семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать проявлению у детей доброжелательности к родным и близким, любви и уважения к членам своей семьи.
Задачи:
- уточнять и обобщать знания о семье;
-закреплять представления о родственных отношениях;
-развивать связную речь, познавательный интерес;
-активизировать в речи слова по теме «семья»;
-уточнить представления детей о чуткости и внимательности;
-развивать сочувствие к окружающим;
-воспитывать заботливое, внимательное отношение к людям.
Публикация «Беседа с детьми подготовительной группы „Мир ребенка начинается с семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Оборудование: предметные картинки «Семья», мяч, шаблоны ромашек по количеству детей, шаблон солнца и лучики желтого и голубого цветов, по 2 на каждого ребенка.
Предварительная работа: Заучивание пословиц о семье, стихотворений, чтение художественных произведений, рассматривание семейных альбомов, репродукции картин, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы.
Ход беседы:
Дети сидят на стульях.
В: Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте ребята! (Д: здравствуйте)
В: Давайте встанем в круг и с улыбкой передадим свое хорошее настроение и добрые пожелания друг другу (педагог становится с детьми в круг и первым начинает говорить пожелания и так далее по кругу).
В:Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя -
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий,
И сестренка моя,
Вот и вся у нас семья.
В: Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Д: семья)
- Как вы думаете: что такое семья? (ответы детей)
- Вы правы, семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Это наши родные, родственники, родня.
- Ребята, какой должна быть семья? Подберите слова определения к слову «семья» (Д: дружная, крепкая, заботливая, трудолюбивая, ласковая).
В: Послушайте какое хорошее стихотворение про семью я вам прочту (педагог читает стихотворение Я. Акима):
Мама с папой — моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка - родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню — волшебная щётка,
Молоток настоящий — братишке,
Мяч сестрёнке, конфета - Тишке,
А ещё есть другу меня,
Друг Серёжка - мне тоже родня.
Я к нему прибегаю сутра,
Без него мне игра - не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.
В: Вам понравилось стихотворение? Как вы считайте, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы детей).
- Это стихотворение шуточное. И действительно не все персонажи являются членами одной семьи.
- Назовите персонажей стихотворения, которые являются членами одной семьи?
(Д: мама, папа, брат, сестренка - это родня).
- А друг Серёжка член семьи, родственник? (Д: он просто друг)
- Конечно же, он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей тоже.
- Ребята, а щенок Тишка может считаться членом семьи? (Д: он не человек, но может считаться членом семьи)
- Верно, домашних животных мы любим, заботимся о них, иногда считаем их членами своей семьи.
- Как вы думаете, все семьи одинаковые? Или они разные? (Д: все семьи разные). - Действительно есть семьи большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью. Они живут в разных домах.
- В: Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, а сейчас предлагаю размяться и рассказать о своей семье (упражнения на регуляцию мышечного тонуса детей)
Я всех родных не могу сосчитать (кружатся на месте с закрытыми глазами)
Но про семью вам хочу рассказать (указательными пальцами показывают друг на друга)
Дружно мы очень в доме живём, (берутся за руки и поднимают вверх- вниз)
Полезное дело у каждого в нем (хлопают в ладоши).
Папа - наш друг и защитник, (берут друг друга за руки)
Деньги приносит он в дом (пальцы в замок и на правое плечо, шагают)
Мама нам вкусно готовит, (гладят себя по животу)
Чинит и гладит бельё (движения рукой вправо- влево)
Дедушка мудрый советчик (левая рука на пояснице, указательный палец правой руки поднять вверх).
Бабушка, вяжет носки (поднимать ноги поочерёдно, согнув в коленях)
Маленький брат карапузик, лишь начинает ползти (приседают)
Ну а сестра повзрослела, (руки поднять вверх)
В школу пошла в первый класс (руки сложили перед собой, пружинка вниз)
И я не сижу без дела (руки на поясе, наклоны вправо-влево)
Всем помогала не раз (наклонились в круг, руки раскрыли друг перед другом).
В: Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
- Кто из вас знает пословицы? (дети поднимают руки)
- «Родители трудолюбивы – дети не ленивы» (имя ребенка)
- «Человек без семьи, что дерево без плодов» (имя ребенка)
- «В семье дружат, живут, не тужат» (имя ребенка)
- «Добрая семья прибавит ума» (имя ребенка)
- «В хорошей семье хорошие дети растут» (имя ребенка)
- «Вся семья вместе, и душа на месте» (имя ребенка)
- «Семья - это семь Я» (имя ребенка)
- «Всякой матери свое дитя мило» (имя ребенка)
- «Дети - цветы жизни» (имя ребенка)
В: Спасибо ребята, добрые пословицы и поговорки вы рассказали нам!
В: Ребята у всех вас есть семья. А вы можете рассказать нам о своих родных?
(Имя ребенка) о ком из своей семьи ты нам расскажешь? (Р: о своей маме)
Р: С мамой в парке мы гуляем
С мамой пазлы собираем,
Изучаем всё вокруг
Мама – самый лучший друг!
В: (Имя ребенка) какие самые хорошие слова ты скажешь о маме, какая она?
(Р: нежная, ласковая, внимательная, заботливая)
- А давайте мы все вместе повторим, какая мама? (Д: нежная, ласковая, внимательная, заботливая. Хоровые и индивидуальные ответы детей.)
В: (Имя ребенка) а, ты о ком будешь говорить? (Р: о своем папе)
Р: Кто не в шутку, а в серьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
Ну, конечно, папа.
В: (Имя ребенка) какие хорошие и теплые слова ты скажешь о папе? Какой он твой папа?
(Р: сильный, смелый, мужественный).
- А давайте мы все вместе повторим, какой папа? (Д: сильный, смелый, мужественный. Хоровые и индивидуальные ответы детей)
- Ваши родители, хотя бывают иногда строги из-за вашего непослушания или от усталости, тоже нуждаются в вашем внимании и заботе. Они любят вас. Сделайте небольшую уборку в квартире, уберите вещи, разложите игрушки по местам, вымойте посуду – эти небольшие дела, которые по силам ребенку, всегда будут радовать родителей.
- А если вы сделали что-то не так, поступили не очень хорошо, лучше честно признайтесь сразу. Человек, скрывающий правду, наказывает себя дважды. Сначала он боится, что все раскроется и живет в страхе, а затем, когда все становится известным, его наказывают за ложь.
- А сейчас (имя ребенка) расскажет нам о своей бабушке.
Р: Моя бабушка такая
Рукодельница большая
Вяжет, шьёт и вышивает,
Пирожочки выпекает.
В: (Имя ребенка), а какая твоя бабушка? (Р: добрая, ласковая, мудрая)
- Ребята, давайте мы, вместе скажем какая бабушка? (Д: добрая, ласковая, мудрая. Хоровые и индивидуальные ответы детей)
Следующий ребенок рассказывает о своем дедушке.
Р: У меня есть дед родной-
Он такой мастеровой.
Коль ремонт – в один момент
Он отыщет инструмент,
Открывает сундучок,
Рядом я - его внучок.
В: (Имя ребенка) какие хорошие слова ты скажешь о дедушке?
(Р: отзывчивый, трудолюбивый, внимательный).
- Давайте мы вместе повторим, какой дедушка? (Д: отзывчивый, трудолюбивый, внимательный. Хоровые и индивидуальные ответы).
В: Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они воспитали ваших родителей, теперь воспитывают и вас. Им как никому другому, нужны ваше внимание, забота, ласка, понимание.
-Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздниками, говорите им добрые слова о том, что они нужны вам, что вы их любите. Поверьте, ваши подарки, сделанные вашими руками, они бережно хранят и с любовью рассматривают снова и снова. Если бабушки и дедушки не живут с вами, что нужно сделать? (предположения детей). Конечно, не забывать, чаще звонить им и навещать их.
В: Может, кто то еще хочет рассказать нам о своих близких?
- А сейчас (имя ребенка) расскажет нам о старшей сестре.
Р: Кто любит и меня и братца?
И ещё любит наряжаться.
Очень модная девчонка
Моя старшая сестренка.
В: (Имя ребенка) какие добрые слова ты скажешь о ней?
(Р: заботливая, весёлая, красивая).
- Давайте мы вместе повторим, какая сестра у (имя ребенка)? (Д: заботливая, весёлая, красивая. Хоровые и индивидуальные ответы.)
В: Ребята у кого есть братья и сестры? Часто ли вы с ними ссоритесь? (ответы детей). Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться сними игрушками, сладостями. Старших – нужно уважать и помогать им. Со старших детей и спрос больше. Поэтому, когда за ваши совместные поступки расплачиваются они, а вы молчите в стороне, вы теряете друзей в лице старших братьев и сестер. Нельзя, конечно, брать их вещи без разрешения, нужно вежливо попросить.
- Ребята, вы прочли замечательные стихи, сказали такие добрые, нежные, ласковые слова о своих родных и близких.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Скажи чей, чья, чье, чьи?». Вам интересно? (Д: да)
В: Я буду по очереди каждому задавать вопрос и бросать мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.
(Педагог объясняет правила игры).
Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив.
Шарф /чей?/ - мамин, папин, дедушкин….
Шапка /чья?/ - бабушкина, мамина ….
Очки /чьи?/ - дедушкины, бабушкины …
Платье /чьё?/ - мамино …
Ботинки /чьи?/ - папины …
Кофта /чья?/ - Танина, Машина, мамина …
Плащ /чей?/ - Сережин, Пашин, дедушкин, папин
В: Вам понравилась игра? Вы были внимательными и хорошо отвечали на вопросы.
- Ребята, а сейчас мне бы очень хотелось узнать, как вы выражаете свою любовь к близким?
(Д: совершаем хорошие поступки)
В: Верно, надо совершать только хорошие поступки, и стараться не делать плохих, что бы ни огорчать своих родных. Ведь ваши хорошие поступки будут только радовать близких.
- А как вы думаете, на что похожа радость, на солнышко или на тучку?
(Д: на солнышко).
- На что похожа печаль? (Д: на тучку).
В: Ребята, у вас под стульчиками лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Достаньте их.
- Я буду называть разные поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимите тучку, если порадует – солнышко (дети поднимают карточки в соответствии с поступками)
- Подрались с другом?
- Помирились с другом?
- Убрали на место игрушки?
- Разбили чашку?
- Нарисовали красивую картину?
- Вы были внимательны, и каждый поступок оценили правильно.
В: А сейчас предлагаю вам поиграть с пальчиками (дети и педагог выполняют пальчиковую гимнастику «Семья»)
- Поднимаем руки ладонью к себе и в соответствии с текстом загибаем пальцы, начиная с безымянного.
- Знаю я, что у меня
Дома дружная семья;
Это - мама (безымянный палец)
Это – я (мизинец)
Это – бабушка моя (указательный)
Это - папа (средний)
Это – дед (большой)
И у нас разлада нет.
- Вот и хорошо, ручки мы размяли
В: В старину и по сей день самым нежным символом семьи является ромашка (педагог раздает детям цветы – шаблоны ромашек)
- Ребята, я хочу, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света в ваш дом.
- А сейчас давайте с вами прочтем стихотворение про семью.
(Педагог и дети читают стих).
- Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
В: Вот и подошла к концу наша беседа, я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Д: о семье)
- Для чего нужна человеку семья? (Д: чтобы любили, заботились, защищали).
- Какие бывают семьи? (Д: большие и маленькие)
-Каких членов семьи вы знаете? (Д: мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка).
- Какие ласковые, добрые, хорошие слова вы можете сказать о своих родных? (дети называют: какая мама, какой папа, какая бабушка, какой дедушка, какая сестра)
В: Спасибо вам ребята, вы сегодня были активными и внимательными!
- А сейчас, посмотрите на доске прикреплён круг от солнышка (педагог раздает детям лучики жёлтого и голубого цветов).
- Лучики нужно прикрепить к солнышку. Если вам очень понравилась беседа, и вы узнали много интересного, прикрепите к солнышку лучик желтого цвета, а если вам не понравилось, и было не интересно - голубого цвета.
В: Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
- Слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой нежностью вы рассказывали о своих семьях. Спасибо вам за это. Относитесь к своим родным так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам, и тогда ваша семья всегда будет дружной!