Людмила Дюкова
Конспект беседы с детьми средней группы «Русская красавица — матрёшка!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи).
Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение ориентироваться в пространстве, считать.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Словарная работа: матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер.
Темочки:
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, домик-музей.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, стихи, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».
Ход занятия:
Организационный момент: Игровое упражнение «Солнечные лучики»
- Первый лучик, нежный лучик,
Заглянул он к нам в оконце
И принёс в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.
(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдём в гости в один интересный домик. Посмотрите, что вы видите домике? (русские народные костюмы).
А вот кто хозяйка этого домика, мы узнаем, отгадав загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….(матрёшка)
Воспитатель: Правильно, матрёшка. Матрёшка – это наша русская народная игрушка. Вот поэтому она живёт в таком необычном доме. Домик её похож на музей. А что такое музей? (там хранятся старинные вещи-костюмы).
Рассматриваем одежду :
- Где располагается одежда? (на стенах)
- Что висит справа? Слева? Вверху? Внизу?
-Давайте-ка мы с вами поближе познакомимся с хозяйкой Матрешкой.
-Матрёшка, а тебе не скучно жить одной?
(отвечает, что она не одна, а со своими сестричками).
-Но где же они?
(разбираем матрёшку, считаем)
- Сколько получилось матрёшек? (десять)
- Чем они отличаются друг от друга? (размером, узорами на сарафанах, кокошниками).
Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке, её знают во всем мире. Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Как же появилась матрёшка? Это было очень давно, когда не было игрушек. Люди сами делали своим детям простенькие игрушки. Вот один папа решил сделать куклу своей доченьке из дерева. Но у него получилась полукруглой формы заготовка. Он её отшлифовал, раскрасил, и получилась вот такая красавица. Эта игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. Даже теперь, когда очень много разных игрушек, матрёшку с удовольствием покупают.
- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)
- Почему она расписная? (сарафан расписан красивыми узорами)
Очень любят все матрёшки разноцветные одё жки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
(Сарафан, платок, фартук, кокошники).
Каждый ребенок берет в руки игрушку, рассматривает.
- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).
-А что находится на лице у матрёшки? (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)
- Расписали русские художники матрёшку на славу : чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Расписывали матрёшек вручную. Каждый мастер наносил свой узор. Поэтому вы не найдёте две совершенно одинаковые матрёшки. Про русскую матрёшку сочиняли стихи, пели песни, загадки.
-Сейчас нам Маша расскажет стихотворение о матрёшке.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.
- Мы с вами живём в Воронежской области, и у нас есть своя матрёшка.
(демонстрирую воронежскую матрёшку)
- А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и поиграем.
Игра: «Матрёшка и мышь»
Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
В лесу ягоды искали. («Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам)
- Пока мы с вами играли, наши матрёшки перепутали свои места. Нам нужно им помочь.
(провожу игру «Найди своё место». Дети расставляют матрёшки по росту)
Воспитатель: Матрёшка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России.
(Воспитатель говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать людей.
Итог занятия:
- Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Ну, а сейчас пришло время расставаться с хозяйкой дома-музея Матрёшкой. До свиданья!