Татьяна Литовкина
Конспект НОД в средней группе «Береза — русская красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе «Береза-русская красавица»
Программное содержание:
Социально-коммуникативное развитие:
развивать у детей умение общаться, задавать вопросы. Познакомить и привлечь родителей к историческому и культурному наследию народа.
* Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда. Закладывать основы созидательного отношения к природе.
Познавательное развитие: Вызвать у детей интерес к изучению дерева (березы) Познакомить с особенностями березы, ее целебными свойствами
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Береза — русская красавица“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Продолжать знакомить с ценными свойствами березы и их использованием в народных промыслах, медицине и косметике.
Художественно-эстетическое развитие:
*пополнить знания и представления детей о березе как уникальном дереве с помощью художественного творчества, поэтического и музыкального искусства.
Речевое развитие:
*активизация и обогащение словаря.
Физическое развитие:
*развитие быстроты, умение действовать по сигналу, развитие внимания, ориентировки в пространстве.
Предварительная работа: беседа о России, рассматривание изображений родной природы, предметов, изготовленных из бересты (туесок, дудочка, лапти, браслет, лукошко); заучивание стихотворений А Прокофьева «Люблю березку русскую…»,
«Береза», разучивание хоровода «Березка»
П/и «Кто скорее польет березку», «Березка»
Р/и «Сложи картинку», .«Найди какого деревца не стало», «Как зовут тебя деревце?». «Волшебная палочка»
Прослушивание музыкальных русских народных и современных произведений о березе
Ход занятия:
Дети входят в зал.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
– А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки и пожелайте здоровья нашим гостям.
Воспитатель: Ребята, мне сегодня осенний ветерок, принес необычное письмецо, сейчас прочитаю, послушайте: «Мальчики и девочки! Я хочу вам загадать загадки и поиграть в прятки, я спряталась в лесу, сможете отыскать меня? В лесу я оставляла следы (подсказки, по которым вы можете меня найти. Я нахожусь среди высоких, стройных, белоствольных деревьев»(слайд 2). Дети, разгадаем Машины загадки,поищем?
Посмотрите, мне, кажется, загадочные деревья, среди которых спряталась Маша, нам помогают, они оставили свои листочки. Какую форму напоминают листья? Выберите из геометрических фигур ту, на что похож этот лист (треугольник). А какого цвета лист? (зеленый, желтый)
-Ребята, как вы думаете среди каких деревьев находится девочка-проказница Маша? (Среди берез) (слайд 3) Вот, кажется, и первый след. (На столе разные виды коры. Предложить детям найти березовую кору, потрогать ее, погладить. Какая кора на ощупь? (гладкая, ровная). Это свойство березовой коры люди использовали в древности, когда не было бумаги, для письма и рисунков (слайд 4)
- А теперь опустите кору в воду. Что происходит с корой? Она тонет? Пропускает воду? В давние времена березовую кору использовали для строительства лодок. (слайд 5)
-Какого цвета кора у этого дерева? (белая) Как называются черные черточки на ней? (чечевички). Для чего они нужны? (через них дерево дышит).(слайд 6 березовая кора). А какие ветви? (тонкие, хрупкие, свисают до земли) (слайд 7)
-Посмотрите, и дальше дорожка из листьев нас сопровождает. В какую сторону мы пойдем (вправо, влево) Куда она нас приведет? Ага вот и вторая подсказка. (на столе разрезные картинки балалайки, матрешки, берестяной посуды, украшения идр.) Игра «Собери картинку» Ребята, что же вы сложили?
-В старину люди из березовой коры делали, посуду, шкатулки, корзинки, игрушки. Мы сегодня тоже используем березовые изделия (слайд 8)
- Какие вы молодцы, дети! Справляетесь со всеми заданиями!
-Посмотрите, а дорожка из листьев ведет нас дальше. Пойдемте дальше, надо же отыскать Машу?
(На следующем столе игрушка Айболита, а рядом аптечные сушеные листья, почки, мыло дегтярное, активированный уголь, березовый сок.)
-Дети, что же этим Маша хотела сказать? (слайд 9)
Дети: Береза -доктор. Берёзовые почки и листья используют при изготовлении лекарств, заваривают чай и пьют при простуде, мыло используют при болезни кожи, сок утоляет жажду, придает сил.
Воспитатель: Ребята, а вы устали от такого долгого путешествия? Может выпьем сока и наберемся сил для дальнейшей дороги? Машу мы ведь еще не нашли и нужно идти дальше. (пьют сок) Понравился? Силы прибавилось? Дальше пойдем? вот, кстати, и наша березовая дорожка привела нас к следующей подсказке. На мольберте (столе) – картины художников, муз. инструмент, платочки, книги о березе.
-Для чего нам Маша оставила эти вещи? Почему Маша все эти предметы собрала вместе?
Дети:(варианты ответов)
Воспитатель:Русский народ любил берёзку сложил о ней много песен, стихов, художники писали картины, девушки наряжали березку и пели вокруг нее хороводы (слайды 10)
- Мальчики, девочки, а вы хотите поводить хоровод вокруг березки как в давние времена? Вот и платочки нам Маша оставила.
Музыкальная хороводная игра «Берёзка»
Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы.
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли.
(Дети идут по кругу, платочки в руках)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри.
Это пляшут малыши, малыши.
(Дети кружатся на месте платочки вверх)
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
(Шагают в круг, затем из круга)
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Это пляшут малыши, малыши.
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хороший хоровод получился!
- Дети, а вот мне кажется и последняя подсказка. На пенечке корзинка.
Что в ней? (клей, тряпочки, листы с трафаретом березки, осенние сушеные березовые листья. Как мы можем использовать все это, дети?
Дети: Можно сделать березку.
Воспитатель: Если сделает каждый по березке, то получится березовый лес (чаща) среди них, я думаю, мы и отыщем Машу.
Рассказываю, что нужно делать (намазать веточки клеем. Положить сверху листок и прижать тряпочкой, дать ему приклеиться). Вот и получился у нас осенний березовый лес : теплый, светлый, уютный (слайд 11)
(слайд 12) А вот и проказница Маша, живая и невредимая, значит все подсказки мы отгадали. Машу отыскали. Так где же пряталась Маша? (в березовой роще)
Итог: С каким деревом вы ребята сегодня повстречались? (с березой)
Воспитатель: А еще ребята, есть такая интересная традиция на Руси, украшать березку разноцветными ленточками. Вот и сейчас я вам предлагаю взять каждому по ленточке: если вам было все понятно на занятии и оно вам понравилось, тогда возьмите красную ленточку, а если у вас возникали трудности и вы с чем то не справлялись, тогда возьмите зеленую ленточку и привяжите их к веточкам березок. (дети берут по ленточке)
К березкам ближе подойдем
И ветки лентами завьем.
Мы вас, березоньки, будем украшать,
В косы ленточки цветные заплетать.
Воспитатель и дети под музыку( «Во поле береза стояла») украшают березки разноцветными лентами.
Воспитатель:Маша, спасибо тебе за интересное путешествие, за то, что так много нам рассказала о символе нашей Родины – березе, мы теперь по осенней дорожке с березовыми листочками возвращаемся в детский сад. А гостей мы приглашаем посетить наш мини-музей «Русская березка». До свидания!