Хребет Лариса Станиславовна
Ребенок в мире музыки (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
"Ребёнок в мире музыки"
(Сообщение из личного опыта).
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети при-общаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными собы-тиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный ин-терес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Публикация «Ребенок в мире музыки (из опыта работы)» размещена в разделах
Каждый возраст отличается своими особенностями и это нужно учи-тывать при определении объёма содержания программы. Принцип преемст-венности предполагает наряду с последовательным усложнением задач за-крепление уже освоенного материала и подготовку к новому этапу. Услож-нение даётся концентрически. Так, навык пения без музыкального сопровож-дения в младшей группе вырабатывается на лёгких попевках, в средней и старшей на более сложных песнях. Этому способствует и усложнение репер-туара. Вот почему ни одна возрастная ступенька не может быть пропущена.
Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей уровня общего развития. Поэтому очень важен индивидуальный под-ход. Каждому надо создавать такие условия, чтобы было достаточно трудно и в то же время интересно выполнять то или иное задание. Преемственность в воспитании и обучении даёт возможность обеспечить последовательное музыкальное развитие ребёнка.
Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиоло-гические процессы, идёт по возрастающей линии. Это переход от непроиз-вольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импуль-сивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполне-нию, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения.
Ребёнок приходит ко мне на музыкальные занятия с радостью, ждёт их, делится дома своими впечатлениями, играет, изображает то, что на них происходит. Родители часто рассказывают мне, как в семье ребёнок во всём подражает музыкальному руководителю, копирует даже манеру говорить, двигаться. Такова стимулирующая роль музыкальных занятий. На занятиях стараюсь не только научить детей правильно петь, двигаться, играть, но и развиваю у них умение эмоционально откликаться на музыку, творчески подходить к исполнению заданий, действовать активно, инициативно.
Я приучаю детей вслушиваться в музыку на протяжении всего заня-тия. Например, когда знакомлю ребят с новой пляской, предлагаю им послу-шать музыку и самим предложить выполнить движение, соответствующие характеру мелодии. Говорю "Наташа, Егор, Маша внимательно послушали музыку, она подсказала им, какие движения можно выбрать. Сейчас мы бу-дем танцевать так, как они". Детям очень нравится, что они сами "придума-ли" движения пляски и в следующий раз проявляют большую творческую ак-тивность в таком творческом задании.
Ребятам старших групп часто предлагаю творческие задания: "Пока-жи, как бегает лисичка". Перед этим вспоминаем образ лисы из сказок, какая она хитрая, осторожная. Девочки показывают, как двигается лиса, а мы с мальчиками смотрим и выбираем наиболее выразительное исполнение. Му-зыка для всех девочек звучит одна, а лисички получаются у всех разные. Мальчики хорошо передают образ волка, вот тут уже девочки в роли зрите-лей и судей. Начиная с младших групп в соответствии с требованиями "Про-граммы воспитания в детском саду", "Развитие" я часто предлагаю детям по-хлопать под музыку. Сначала простейшие ритмы, потом играю то громко, то тихо, и дети самостоятельно изменяют силу ударов в ладоши в зависимости от изменения динамики музыки.
В подготовительной группе я говорю детям: "Сейчас вы просто по-хлопаете в ладоши, но нужно вслушиваться в музыку и хлопать так, как она подскажет". Здесь уже можно услышать и довольно трудный ритмический рисунок. Часто использую самостоятельную пляску в конце занятия или в конце хоровода. Всегда поощряю исполнение придуманного движения и ва-риант исполнения ранее разученного движения на занятиях. Напоминаю де-тям, что в пляске участвуют не только ноги, но и руки, которые не могут ос-таваться в статичном положении. Я использую более плавные мелодии, твор-ческих показ старших детей, предлагаю на занятиях больше упражнений для рук: "Мельница", "Ветер и ветерок", "Большая птица". Детям, у которых осо-бенно хорошо получаются какие-либо танцевальные движения, даю задание позаниматься с тем ребёнком, у которого эти движения не получаются. Дети очень добросовестно относятся к таким заданиям.
На занятиях учу петь детей без музыкального сопровождения. Пение а капелла позволяет проверить, насколько усвоена та или иная песня детьми, помогает дошкольникам следить за мелодией. В самостоятельной деятельно-сти дети поют в основном без музыкального сопровождения, поэтому им не-обходимо уметь петь без помощи взрослого. Русская народная музыка, песня звучат у нас во всех группах. Дети самостоятельно с удовольствием повто-ряют песни "А я по лугу", "Во поле берёза стояла", "Пошла млада за водой", "Со вьюном я хожу" и др.
Постоянно повторяем песни, разученные раньше. Таким образом в репертуаре детей сохраняется много песен, которые они любят и используют в самостоятельной деятельности.
В пении также стараюсь развивать и поощрять творчество детей. Сна-чала ребята очень робко пропевают своё имя, причём очень часто повторяют один и тот же интервал. Но постепенно появляется опыт в пропевании слов, предложений, и творчество детей становится более разнообразным: поют разные слова, предложения "Как тебя зовут?", "Спой мне песенку", "Давайте поиграем", "Мы играем в оперу" и др. Конечно же, я предварительно объяс-няю детям, что такое опера, и слушаем в свободное время оперы "Муха-цокотуха" или "Мойдодыр" М. Красева.
Начиная с младших групп инсценируем сюжетные песенки "Строим дом" М. Красева, "Весёлые гуси", укр. нар. песню "Про лягушек и комара", "На мосточке" А. Филиппенко, "Паровоз" З. Львова-Компанейца и др. Сна-чала инсценировки проводим на занятиях, а потом дети переносят их в свою самостоятельную деятельность. Малыши любят хороводы и игры со словом. Очень часто я вижу, как они повторяют знакомые движения в игре со словом.
Построение музыкальных занятий стараюсь разнообразить, так как одинаковые по структуре занятия перестают увлекать детей, лишают их ин-тересных переживаний. Иногда занятия посвящаю только слушанию музыки или только движениям - контрольные занятия, которые провожу раз в квар-тал. Часто, особенно в младших группах, провожу занятия, объединенные какой – либо темой. Это может быть "путешествие", или "игра с игрушками", или "на лужайке". Такие занятия проходят более эмоционально, дети чувст-вуют себя на них раскованнее, ярче проявляются их способности.
На развитие самостоятельной музыкальной деятельности положи-тельное влияние оказывают послепраздничные занятия, на которых мы по-вторяем репертуар по желанию детей. Эти занятия дети очень любят, в них с удовольствием участвуют и малоактивные ребята, причём я предлагаю им исполнять главные роли, то, что они видели на утреннике в исполнении сво-их товарищей. На этих занятиях я часто использую те пособия, которыми по-том дети пользуются в самостоятельной деятельности (телевизор, микрофон, гости-игрушки, элементы костюмов и т. д.)
На послепраздничных. занятиях каждый может попробовать свои си-лы в сольном исполнении песни, пляски, какой-либо роли. Такие занятия способствуют закреплению в группе праздничного материала. То, что мы не успеваем повторить на занятии, дети самостоятельно вспоминают в группе или на участке.
Музыкальные впечатления детей обогащаются на праздниках, кон-цертах, развлечениях. Музыка поднимает настроение, создаёт эмоциональ-ную обстановку, доставляет много радости детям. Я стараюсь, чтобы на праздниках и развлечениях ребята слушали разнообразную музыку в различ-ном исполнении. На торжественных, посвящённых Дню защитника Отечест-ва, 9 Мая, дети входят в зал под праздничные марши в исполнении духовых оркестров в аудиозаписи. На лирическом утреннике или концерте, посвя-щённом 8 Марта, дети танцуют с мамами под музыку вальса. И я знаю, что дома они научили своих мам танцевать этот танец.
На различных вечерах развлечений дети тоже слушают и исполняют много разных музыкальных произведений. Я стараюсь, чтобы дети не только научились петь и танцевать, но и понимать и любить музыку.
Родители оказывают на музыкальную деятельность детей большое влияние. Если в семье любят музыку, любят петь, водят ребёнка на концерты, в театры, то такой ребёнок всегда с радостью идёт на музыкальные занятия, он первый организатор музыкальных игр в группе. Мы всегда стараемся под-держать интерес родителей к музыкальной деятельности их ребёнка. При-глашаем родителей на открытые музыкальные занятия, проводим родитель-ские собрания с включением выступлений детей.