Ковалева Ольга
Краткосрочный проект «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«В мире музыки»
Образовательная область: «Музыка»
Разработала: Муз. руководитель
МБДОУ №3 «Алёнушка»
Ковалёва О. А.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : 3 недели
Автор: Ковалева Ольга Анатольевна - музыкальный руководитель.
Публикация «Краткосрочный проект „В мире музыки“» размещена в разделах
Назначение проекта "В мире музыки" связано с необходимостью формирования музыкальной культуры как детей дошкольного возраста, так и их родителей. Реализация проекта предусматривает совместные усилия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Активное включение музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить детям элементы музыкальной культуры, развить их художественный вкус, повысить качество музыкального воспитания.
Для осуществления данной идеи использован метод проектирования, т. к. он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.
Цель проекта :
Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений.
Задачи проекта :
-способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта детей;
-развивать познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности;
-создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать музыку в течение всего дня;
Участники проекта : музыкальный руководитель, педагоги, воспитанники, родители.
Основные формы проекта : открытые музыкальные занятия, консультации для педагогов, совместные мероприятия с родителями.
Предполагаемые результаты.
Для педагогов:
-повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
-изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
-творческое использование возможностей музыки в разных видах детской деятельности.
Для детей:
-появление интереса к музыкальной культуре;
-активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности;
-проявление творческого самовыражения.
Для родителей:
-повышение музыкальной культуры;
-эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
Реализация проекта : 3 этапа
1-й этап: подготовительный (анкетирование, диагностика).
2-й этап: практический (реализация намеченных планов).
3-й этап: заключительный (подведение итогов).
Подготовительный этап.
Задачи данного этапа носили диагностический характер. С помощью бесед, анкетирования, мы выяснили, что педагогический коллектив нуждается в теоретической подготовке. Поэтому были запланированы консультации на темы: «Влияние музыки на организм человека», «Использование классической музыки в свободной деятельности дошкольников», проведён семинар-практикум «Хороводные игры в ДОУ». Проект вызвал интерес у педагогов. В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили пополнить музыкальные уголки в группах, приобрести наглядные
пособия и магнитофоны, подобрать фонотеку для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, мы обозначили и свою роль: координация, планирование и организация деятельности по использованию музыки в воспитательно-образовательном процессе. Была пополнена фонотека классической и современной музыки, приобретён новый музыкальный центр.
Проведя анкетирование среди родителей воспитанников нашего детского сада, мы выяснили, что более 80% опрошенных из всех перечисленных видов музыкальной деятельности ребёнка выбирают слушанье музыки и готовы оказать содействие
детскому саду. В связи с этим был подобран примерный репертуар для слушания дома. Родители активно включились в совместную работу, помогли оборудовать групповые комнаты, что способствовало более красочному и яркому воспроизведению музыкальных произведений. Реакция детей не заставила себя долго ждать. Они с удовольствием стали заходить в группу по утрам, засыпать в тихий час, играть и заниматься в центрах под музыку.
Второй этап – практический.
На этом этапе педагогам были предложены следующие рекомендации:
1. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;
2. Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;
3. Перечень музыкальных произведений является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.
Важным компонентом на данном этапе стал подбор музыкальных произведений, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние как на самочувствие, так и на деятельность ребенка. Известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению и т. д. Подбирая произведения музыкальной классики, обращали внимание, прежде всего, на те, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.
Включая музыку, педагоги ориентировались на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагоги намеренно обращали внимание детей на звучание музыки. При пассивном восприятии музыка выступала фоном к основной деятельности, звучала негромко, как бы на втором плане. Важно было окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества.
Для реализации этого этапа была запланирована неделя музыки «Музыкальная шкатулка», в течении которой, дети, педагоги и родители имели возможность закрепить знания о музыке, узнать много нового и интересного. Каждой возрастной группе была предложена папка, содержащая:
a. материал для оформления родительского уголка;
б. консультации для родителей («Окружайте детей лучшим», «Музыка в жизни
человека», «Учим ребёнка слушать музыку» и др.); подборка стихов, пословиц и загадок о музыке;
в. музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, тембрового e. слуха, определения характера музыки и др. ,
г. наглядно-дидактические пособия, альбомы и др.
Также воспитатели и родители осуществили поиск детской литературы по данной тематике, организовали выставки детских рисунков «Как я вижу музыку» (работа в центре искусства, «Музыка и дети» (совместно с родителями). Был подобран и записан на диск перечень музыкальных произведений, предназначенный для слушания в различные режимные моменты дня. Детям младшего дошкольного возраста была предложена обзорная экскурсия в музыкальный зал, где малыши познакомились с оборудованием зала, шумовыми и музыкальными инструментами, различными атрибутами для танцев и инсценировок. Были проведены открытые музыкальные занятия «В гости к бабушке Забавушке» (для 2-й младшей
группы, «Любимые игрушки» (для средней группы) с учётом ФГОС. Воспитанники старшего возраста посетили концерт, специально подготовленный «Детской Школой Искусств». Там ребята смогли проявить себя в качестве зрителей, закрепить свои знания в области музыки, увидеть много нового и интересного. Были проведены открытые музыкальные занятия «Музыка зимы» (для старшей группы, «В стране музыкальных звуков» (для подготовительной группы) с учётом ФГОС.
На протяжении всей недели в детском саду царила радостная, непринуждённая атмосфера, что, несомненно, создавало эмоционально положительное отношение к музыкальной деятельности не только педагогов и детей, но и их родителей.
Заключительный этап проекта
Главной задачей данного этапа является подведение итогов. В ходе наблюдения за работой педагогического коллектива, можно отметить:
а. повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
б. не кардинальные, но положительные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
в. использование возможностей музыки в разных видах детской деятельности.
Со стороны родителей наблюдалось:
a. повышение музыкальной культуры; эстетическое развитие ребенка в семье;
б. активное сотрудничество с педагогами ДОУ.
Сравнив результаты мониторинга образовательной области «Музыка», была выявлена положительная динамика. Показатель, обозначающий неразвитость компонентов составляет постоянные 1,5 % (дети, имеющие проблемы со здоровьем)