Наталья Герлиц
Беседа о свойствах льда и снега
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и лед - грязные, холодные - в рот их брать нельзя, можно заболеть; снег надо подгребать к деревьям, он их охраняет от вымерзания. Развивать у детей логическое мышление и речь; научить рассказывать о наблюдаемых явлениях последовательно, научит выражать и заканчивать свою мысль. Развитие эстетических чувств: учить видеть красоту природы вокруг себя.
Публикация «Беседа о свойствах льда и снега» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Темочки
Предварительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом.
Словарная работа: хрупкий, прозрачный, колется, скрипит.
Оборудование: блюдце со льдом и снегом (на каждого ребенка); геометрические фигуры; костюм " Зима", колпачки запись песенки " Раз морозною зимой".
План:
1. Наблюдение за природой (из окна).
2. Сообщение цели.
3. Опыт со снегом и льдом.
4. Инсценировка стихотворения "Зима"
5. Дидактическая игра "Выбери картинки и объясни"
6. Отгадывание загадок.
7. Прослушивание песни.
Ход НОД:
В: Дети, подойдите все к окну. Чем покрыта земля, почему на улице так светло?
Д: Земля покрыта белым снегом. Поэтому на улице кажется светлее.
В: Почему так хорошо виден снег?
Д: Снег очень хорошо виден на черной земле потому, что он белый.
В: Дети, кто из вас знает загадку о снеге?
Д:
- Белый,да не сахар.
- Ног нет, а идет.
- На всех садится, никого не боится.
- Одеяло бело, все поле одело.
В: Дети, подумайте,на что похож белый снег? С чем его можно сравнить (с солью, сахаром, мукой и т. д.). Дети сейчас давайте вспомним, зачем мы наливали воду в песочницы, в блюдце?
Дети: Мы наливали воду в песочницы, чтобы образовались льдинки. Ав блюдце вода быстро замерзла и превратилась в лед.
В: Дети, а сейчас садитесь. Сегодня мы с вами будем рассматривать снег и лед. Мы узнаем очень много интересного. (Перед каждым ребенком на блюдцах лежит снег и лед). Предлагаем детям проделать опыты: Дети, возьмите в руки немного снега. Что можно сказать о нем?
Д: Снег белый, холодный, мягкий.
В: Дети, перед вами лежат кусочек снега, похожий на кусочек сахара. Потрогайте его. Он такой же мягкий, как тот, который вы брали первый раз?
Д:Этот кусочек снега тоже белый, холодный, но он твердый.
В:Дети, подумайте, почему один кусочек снега мягкий, а другой твердый? Вспомните, почему снег твердый и где на участке мы с вами снег делали твердым?
Д: Снег твердый, потому что он долго лежал и слежался. На участке мы снег складывали в горку, делала валы, и он там слежался, утрамбовался и сделался твердым.
В: Дети, а теперь все возьмите снег в руки и сожмите. Что вы слышите?
Д: Снег скрипит и хрустит.
В: Как вы думаете, почему снег скрипит?
Д: Когда идешь по снегу, то он скрипит под ногами. Это снежинки ломаются.
В: Дети, раскройте ладони, что стало со снегом?
Д: Снег растаял.
В: А почему снег тает в ваших руках?
Д:Потому что руки теплые, а в тепле снег тает, превращается в воду.
В: Дети, почему в этой баночке оказалась вода, откуда она взялась?
Д: В эту баночку мы утро набрали снег и поставили на солнышко, а снег в ней и растаял.
В:У меня в руках стакан с водой. Это вода из - под крана. Одинаковая ли вода в баночке и в стакане?
Д: В стакане вода чистая, а в баночке грязная.
В: Дети, а как вы думаете, почему вода в баночке грязная?
Д: Снег падал и сразу вбирал в себя пыль и грязь, поэтому вода грязная.
В: (предлагает лучше рассмотреть воду в баночке). Что и можно увидеть в воде?
Дети: Ворсинки, кусочки сажи, песок.
В: Дети, если вы захотите пить, какую воду нужно для этого взять?
Д: Надо пить воду из водопровода,кипяченую,она чистая.
В: А можно ли есть снег, ведь он белый и кажется чистым?
Д: Снег впитывает в себя очень много пыли. грязи и есть его нельзя, так как эта грязь попадает в рот и желудок. модно отравиться. От холодного снега может заболеть горло. Значит. есть снег нельзя.
В: Дети, а вы как думаете, хорошо или плохо, когда зимой много снега?
Д: Если зимой много снега, то можно делать горку и кататься на санках, лыжах, лепить снеговиков, делать валы, разные фигуры.
Оля: Мы с папой подгребали снег к деревьям, т. к он защищает их от мороза зимой.
Галя: Будет много снега- много воды будет весной, значит, будет хороший урожай.
В: Значит, можно сказать, много снега- много хлеба!
Физкультминутка.
1. Массаж каждого пальчика.
2. Круговые движения руками, нагревание рук дыханием.
3. Закрыть глаза, на веки положить два пальца.
4. Легко нажимать подушечками пальцев на веки(1- 3 раза).
В: Дети, теперь возьмите в руки кусочки льда, потрогайте и скажите, какой он?
Д: Лед гладкий, скользкий, твердый, блестящий.
В: Внимательно посмотрите на льдинки, которые лежат на блюдце. Что о них можно сказать?
Д:Под льдинками лежат цветные картонные фигурки- прямоугольники, кружки. они очень хорошо видны.
В: А почему через лед хорошо видны квадраты. кружочки?
Д: Потому что лед прозрачный.
В: Скажем вмести: "Лед прозрачный". Дети, вы держали лед в руках. Что теперь в ваших руках? Почему? Что получилось в баночке, в которую мы положили кусочки льда?
Д: В руках лед растаял, потому что они теплые. А в баночке лед растаял, потому что в комнате тепло.
В: Значит, что еще можно сказать о льде?
Д: Лед, как и снег, в теплой комнате тает.
В: А теперь разломайте льдинки, а я по кусочку льда стукну молоточком. Что произошло?
Д:Лед, раскололся. он хрупкий.
В: Дети, скажите, что вы сегодня узнали о льде? Дети: Лед холодный, гладкий, прозрачный, хрупкий, в тепле тает.
Физкультминутка.
Посмотреть вдаль (в окно). затем перевести взгляд на близко расположенный предмет (на специальный колпачок). Для снятия мышечной усталости повторить 3 раза.
Сюрпризный момент.
Появляется девочка " Зима".Дует на детей ветром и как бы превращает их то снежинок, то в зайчиков, то в медведей. Инсценировка стихотворения " Зима".
Зима: У меня немало дела - все деревья приодела,
Все заснежила кусты, все поля белы - чисты.
Я тебя щипнула в шутку- ты постой со мной минутку.
Посмотри, снега мели, ну- ка, зиму похвали!
Дети читают стихи, радуют " зиму".
В: Дети, сейчас мы поиграем в игру "Найди картинку и объясни". Вы должны отобрать картинку с изображением предметов, которые встречаются зимой. В центре фланелеграфа я поставлю картинку, изображающую зимний пейзаж, а вы расставите свои картинки там, где считаете нужным. (дети расставляют картинки, воспитатель оценивает их, предлагает назвать и объяснить, почему ребенок поставил лыжи на лыжню, санки на снежную горку).
А теперь я хочу загадать несколько загадок:
Белая морковка зимой растет (сосулька).
Льется речка- мы лежим,
Лед на речке - мы бежим. (Коньки).
Дети, а зимой случаются разные истории с людьми и с животными, послушайте песенку (исполняется песня " Раз морозною зимой").
После занятия дети передают содержание песенки.