Елена Косарева
Конспект занятия «Берем агрессию под контроль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
– установление доверительных внутригрупповых отношений;
– поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
– психологическая коррекция детских обид.
Задачи:
– развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием;
– обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
– накопление психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.
Публикация «Конспект занятия „Берем агрессию под контроль“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Конспекты занятий по коррекции агрессивности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материалы и оборудование: магнитофон; диск с релаксационной музыкой; плакат «Правила работы в группе»; бланки с высказываниями; ручки; карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию; надувные шарики красного и зелёного цвета; -поле для составления таблицы «Опасные и безопасные способы выражения агрессии»; карточки со способами выражения агрессии.
Ход занятия
1. Введение.
Цель: обозначить тему, цели тренинга, настроить на работу, рассказать о правилах работы в группе. Материалы: заготовленные правила
Ведущий: Тема нашего занятия «Берём эмоции под контроль». На занятии мы будем учиться управлять своими эмоциями, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
Ведущий просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе: две ладони смотрят– я готов сегодня работать активно; ладони повернуты тыльной стороной–я не готов сегодня работать активно; одна ладошка «лицом», а другая тыльной стороной – я готов работать, но у меня сегодня нет настроения.
Ведущий: Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Давайте посмотрим, что это за правила.
Ведущий сообщает правила работы в группе.
Упражнение «Жужа»
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик, остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.
«Жужа, жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи».
Обсуждение
- как вы понимаете смысл игры?
-легко ли было Жуже? Какие ощущения, когда тебя дразнят?
- как вы чувствовали себя, когда пришлось дразнить товарищей?
Обсуждение понятия «агрессия».
Цель: осознание смысла понятия «агрессия», позитивных и негативных сторон агрессии.
Материал: карточки, на которых написаны варианты, когда человек применяет агрессию
Ведущий: Достаточно часто можно увидеть, как некоторые ребята дерутся. Как вы думаете, что является причиной драк?
Ведущий: Вы правы. Любая драка является следствием агрессии человека.
Ведущий: В словаре даётся такое определение агрессии : агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.
Упражнение: «Портрет агрессивного человека» (Ребята, представив агрессивного человека, рисуют его цветными карандашами).
3. Обсуждение рисунков :
- Как понять по рисунку, что человек агрессивный?
-За что можно уважать агрессивного человека?
- За что нельзя уважать агрессивного человека?
-Как к такому человеку относятся окружающие?
-Как ты сам относишься к нему?
Упражнение «Рассерженные шарики».
Цель: помочь ребенку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и как он, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека; активизировать сенсорные каналы восприятия, чтобы ребенок мог увидеть, почувствовать, «услышать» раздражение и гнев и тем самым лучше осознать их природу и смысл.
Материал: надувные шарики красного и зелёного цвета (на каждого участника).
Ведущий: «Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.
Ведущий: Ребята, а сейчас мы посмотрим, что бывает с нами, когда мы выходим из себя и не можем что-то стерпеть. (Вызывается помощник-доброволец из группы.)
Ведущий просит помощника надуть красный шарик и завязать его.
Ведущий: Ребята, представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева. Скажите, может ли сейчас воздух входить и выходить из него? Что случится, когда чувство гнева и раздражения переполнят человека? А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным? Давайте посмотрим, что произойдёт, если человека переполненного раздражением, обидой или гневом задеть?
Ведущий просит помощника прыгнуть на шарик.
Ведущий: Что случилось с шариком? Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему? Что вы почувствовали, когда взорвался шарик? (Если кто-нибудь из детей испугался, необходимо обсудить с ними, что может означать этот страх.) Ребята, если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например нападение на другого человека. Можно ли считать такой способ выражения гнева безопасным? Давайте теперь надуем зелёный шарик, но завязывать его не будем.
Ведущий просит помощника держать шарик крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.
Ведущий: Вы помните, шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева. А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился? Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух? Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным? Остался ли шарик целым? Напугал ли кого-нибудь? Гнев – малоприятная эмоция, поэтому часто его проявление оказывается под запретом. Но если запретить себе его проявление, гнев никуда не денется. Очень важно научиться проявлять свой гнев. Ребята, когда мы выражаем гнев и раздражение, контролируя их, то они могут «выйти» из человека, как воздух из нашего шарика и никому не причинят вреда.
Важно, чтобы участники пришли к выводу: «Управлять своим гневом – значит уметь его правильно выражать, а не искусно прятать».
Упражнение «Рубка дров».
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Ведущий : Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Техника «Разрывание бумаги»
Предлагаемая техника доставляет детям много положительных эмоций и имеет определённый терапевтический эффект. Она способствует выходу энергии и агрессивных импульсов.
Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы. Перед игрой необходимо выяснить, кто поможет убрать помещение.
1 этап
Разрывается бумага и складывается в центре комнаты. Размер кусочков значения не имеет.
2 этап
Когда куча становится большая, то кусочки бумаги начинают подбрасываться в воздух. Некоторые дети могут подать в эту кучу, обсыпаться бумагой, кидать её друг в друга.
3 этап
Детям напоминается, какое обещание они давали перед игрой, и начинается момент уборки.
Упражнение «Маленькое привидение»
Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Ведущий: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Рефлексия.
Цель: получение обратной связи
Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие, что понравилось или, что не понравилось в ходе занятия, подводит итоги занятия.