Елена
«Батюшка Урал». Формирование у дошкольников любви к Родине
▼ Скачать + Заказать документы
Урал Батюшка и моя малая родина родной город Арамиль.
О важности приобщения ребёнка к любви к своей Родине никто не спорит, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за свою страну, в которой ты живёшь. Поэтому детям уже с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своей страны, своего родного города. Именно знание истории родного города, его исторических и культурных центров, уважение и гордость к живущим в нем людей поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории и культурным традициям других народов.
Публикация «„Батюшка Урал“, Формирование у дошкольников любви к Родине» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Исходя из этого, моя работа по ознакомлению детей с родным городом – Арамилем, по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, традициям семьи, детскому саду, улицам города, его достопримечательностям;
– воспитание уважения к людям, родившимся и выросшим в Арамиле, труду людей, живущих рядом;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам Уральцев;
– формирование глубоких знаний о своём родном городе (Свердловска область, город Арамиль, река Исеть, главная улица – 1 Мая, другие улицы города);
– обогащение знаний о культурном и историческом наследии Урала и родного города Арамиль;
– расширение представлений о достопримечательностях малой родины;
– знакомство детей с символами свой Родины и Арамиля (герб);
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
– формирование толерантности, чувства уважения к людям, живущим рядом;
– знакомство с историческими, известными людьми Урала и родного города.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 4 – 5 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту, экскурсии по родному городу, знакомство с людьми разных профессий.
Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-мегаполисом. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!
Мною был разработан и внедряется долгосрочный проект, посвящённый Уралу и родному городу Арамиль – городу, который является Родиной моих воспитанников : «Я люблю Арамиль».
Данным проектом я хочу привлечь внимание к родному городу, к знанию малой родины и его влиянию на патриотическое воспитание дошкольниковне только детей, но и их родителей, педагогов специалистов ДОУ.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому важно начать знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Арамиль в дошкольном возрасте, постоянно укрепляя и обогащая эти знания через различные виды деятельности, вовлекая родителей. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Родители, по результатам анкетирования на начальном этапе, имели недостаточно знаний о своем городе, не уделяли достаточного внимания данному вопросу, считая его неважным, полагаясь на детский сад. Дети не владели достаточной информацией о родном городе, а не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. В связи с этим актуальность данной проблемы очевидна. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, были сформулированы цель и задачи, прогнозируемые результаты.
Цель:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, своей малой родине – городу Арамиль.
Задачи:
-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике города Арамиль;
-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям.
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Привитие любви и заботы к природе, птицам и животным родного края Хочется особо отметить возросшую заинтересованность родителей по данной теме. Они активно участвуют в наших мероприятиях, посвященных городу Арамиль, экскурсиях, выставках конкурсах, предлагают свою помощь в организации и проведении новых форм работы, подают новые идеи в развитии патриотического воспитания через ознакомление с родным городом
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Арамиля доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Уже сейчас можно отметить видимые результаты: все дети без особого труда называют название города, района, домашний адрес, знает достопримечательности города, где они расположены, могут узнать их по фотографиям, называют 4 - 5 улиц, достопримечательности родного города. Проявляют интерес к родному городу.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.