Валентина Коморная
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Формирование любви к малой Родине
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральных Государственных Образовательных стандартах дошкольного образования закреплены задачи нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание культуры поведения, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, любви к Родине, уважения и симпатии к людям разной национальности. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это - любовь к родному краю и Родине, ее природным богатствам, культуре, людям и дому. Воспитание гражданина и патриота своей страны идет через: формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, поселку, семье и дому, через возрождение исторической памяти и народной культуры.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду, Формирование любви к малой Родине» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Основным этапом моей работы является накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой Родине. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, игры в детском саду, коллективе. Каждый уголок нашей страны имеет характерные черты исторического развития, неповторимые черты культуры и природы. Все это определяет в каждом человеке привязанность к родному краю и заинтересованность к его истории и судьбе. Начальным звеном в моей работе с воспитанниками по воспитанию нравственно-патриотических качеств является знакомство детей с малой Родиной, с историей и культурой нашего края, помощь детям в нахождении взаимосвязи с окружающей действительностью и жизнью общества.
Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой Родине, о его истории, культуре, природе, тем более успешными они окажутся в воспитании любви к краю и Родине. Лихачев Д. С. говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, – он, как правило, равнодушен к своей стране».
Важно чтобы патриотическое воспитание имело духовно-нравственную природу. Воспитание патриота, знающего историю своего края и страны, любящего свое Отечество не может быть реализовано без освоения народной культуры и познания духовных ценностей своего народа. Большое значение при воспитании интереса и любви к родному краю оказывает близкое окружение ребенка. Постепенно дошкольники знакомятся с детским садом, улицей, на которой они проживают, поселком, его достопримечательностями и в результате со страной. Родители играют важную роль при знакомстве с родным краем. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему мир в окно, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, полянки в лесу, место для рыбалки у речки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. При ознакомлении дошкольников с родным краем реализуются такие задачи, как воспитание любви к своему краю, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за родной край, формирование бережного отношения к природе края. Эти задачи реализуются во всех видах деятельности: в организованной и неорганизованной образовательной деятельности, в игре и труде, быту. С их помощью у дошкольников формируются не только патриотические чувства, но и выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. При ознакомлении ребенка с родным краем необходимо было отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: семья, дом, природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности. При знакомстве детей с родным поселком, необходимо показать детям, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми. Дети должны познакомиться с названиями своей улицы, улицы на которой располагается детский сад. Целевые экскурсии с воспитанниками к достопримечательностям нашего поселка, местам, имеющие историческое значение и памятники, знакомят с ними, объясняют, в честь кого они возведены. Наблюдение за трудом взрослых дает понимание, что труд важен. Также большое значение имеет знакомство дошкольников с народными промыслами края. Приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка.
Поэтому необходимо создать условия формирования у детей эмоционального насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательным друг к другу, словом и делом помогать.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи.
Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требуют серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм. Это и беседы и консультации, участие детей и родителей в тематических выставках и различных конкурсах, совместное участие в праздниках и развлечениях. Свою любовь к родным местам. Представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств воспитанников.