Татьяна Авдащенкова
«Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В условиях экономического и политического реформирования современного российского общества, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций, возрастает роль патриотического воспитания детей и молодёжи. Социально-экономические преобразования периода становления российской государственности вызвали рост общественного неравенства, сильное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня народа. Особенно сильно эти изменения затронули ценностную ориентацию в молодёжной среде.
Публикация «„Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Родины и готовность к его защите.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к своей семье, к друзьям, к родному городу, к родной стране, к их прошлому и настоящему. О важности приобщения ребенка к истории и культуре своего народа, страны написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом, а, главное, неравнодушно относиться к перспективам будущего развития страны.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, связанный с формированием основ политической культуры личности. Ее политического сознания. В основе этого процесса лежит развитие нравственных чувств детей. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса и во взаимосвязи различных методов.
Проблеме патриотического воспитания традиционно посвящено много различных исследований. К данному вопросу обращались как дореволюционные, так и советские ученые и педагоги: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие. Из современного нравственного воспитания дошкольников были фактически исключены понятия патриотизма, любви к Родине. Однако в самые последние годы отечественная наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведение, как средство патриотического воспитания. В современном понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. В периодических журналах, таких как: «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Современный детский сад», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», в последнее время много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников решаются различные задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, развитие интереса и любви к своему краю, его истории и культуре;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду (гордости за труд земляков, прославляющих свой край, ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества);
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- передача детям знаний о прошлом и настоящем родного края.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, необходимо опираться на существующую нормативно-правовую базу, в первую очередь, на следующие документы:
• Конституция РФ,
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»,
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
• Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»,
• Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
• Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»,
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.
Нормативно-правовая база: «закон об образовании» гл. 7, ФГОС ДО. Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ориентирована на повышение гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 г. Москва О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»).
Данная работа характеризуется новым подходом к вопросу патриотического воспитания через экскурсионную работу.
Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине.
Цель исследования - разработка содержания и методики патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе экскурсионной работы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ современной научной литературы по проблеме исследования, с целью определения научно-методической основы последующего экспериментального исследования.
2. Выявить особенности формирования уровня патриотизма у детей старшего возраста и проанализировать полученные результаты.
3. Определить основные направления, содержание и организационные особенности работы по экскурсионной работе как фактора формирования любви к Родине.
4. Дать методические рекомендации по формированию патриотизма через проведение экскурсионной работы.
Методы исследования:
1. Анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования;
2. Анализ результатов педагогического эксперимента.
Гипотеза – если систематически проводить экскурсионную работу со старшими дошкольниками, то уровень их патриотического чувства будет выше.
Исходя из данной гипотезы и поставленной цели и задач, структура дипломной работы будет включать в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.