Лилия Васильевна Доронина
Эссе «Воспитатель — это призвание»
▼ Скачать + Заказать документы
Передо мной лист белой бумаги, который можно сравнить по своей чистоте только с открытой душой детей, которых я воспитываю. И моя задача, как педагога, заполнить этот лист добрыми, яркими, содержательными впечатлениями и воспоминаниями о проведенном в детском саду времени. А для того, чтобы эти чувства прочно остались в душе подрастающего человечка, спрашиваю себя, что я могу ему дать не только как педагог, но как человек, как личность?
Публикация «Эссе „Воспитатель — это призвание“» размещена в разделах
Если глубоко задуматься, то выбор моей настоящей профессии был сделан не сразу. Не сразу были выбраны ценностные ориентиры в жизни, которые гармонировали бы с моим внутренним духовным состоянием. С гордостью могу сказать, что окончила Воронежский Государственный Университет, химический факультет с красным дипломом, всегда была ярким лидером своей группы, профоргом своего факультета, всегда была в центре внимания. Вышла замуж, родила двоих детей и поняла, что жизнь не стоит на месте и выдвигает новые требования к профессиям. Я получила второе высшее образование в ВГАУ им. К. Д. Глинки (экономический факультет). Успешно поработав бухгалтером и далее экономистом, почувствовала, что это не совсем моё. Мне необходимо общение, постоянное движение, творчество как некое стремление ко всякому равновесию…
Когда мой сын пошел в детский сад, я решила попробовать себя в качестве воспитателя. Эти мысли таились в моей голове и раньше, но признаться в этом себе и своим родным мне не хватало смелости. Я всегда считала, что моя профессия должна быть связана со сложными категориями, формулами, расчетами. Немного поработав в саду, я почувствовала: «Да, здесь моё место, воспитатель – это моё призвание!». Потому как нигде еще нет такого полёта фантазии, буйства красок, радости, смеха, упоительного наслаждения детской речью, атмосферой сказки и игры.
На первых порах мне пришлось работать с детьми младшей группы. Очень сложно бывает оторвать ребёнка от родной мамы, не всегда удаётся найти нужные слова. Да и не всегда они нужны. Но тут приходят на помощь материнский инстинкт, милая улыбка, доброжелательный тон, а порой даже искренние объятия. Всё это помогает мне вызвать доверие в сердце ребенка. И далее – игра, работа воображения, магическая сила слова. Посмотрите, ребята, как красиво и уютно у нас! Эту красоту я стараюсь всегда создавать в своей группе. Как сказал Джон Китс: «Луч красоты в одно мгновенье ока сгоняет с сердца тучи».
Понятие красоты для дошкольника всеобъемлющее. Ею, на мой взгляд, необходимо наполнять тот самый белый чистый лист – детскую душу ребенка. Но как в этом неидеальном мире узнать границы этой загадочной материи – красоты? Как сказал Иоганн Вольфганг Гете: «Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать». Именно поэтому основным направлением моей деятельности стала интеграция эстетического развития и экологического воспитания. Потому как экологическая компонента формирует у ребенка целостное и ценностное представление о себе и окружающем мире, а эстетическая даёт возможность выплеснуть полученные впечатления и отношения к объектам мироздания в творчестве.
Именно в творческом процессе на основе эмпатии, мышления, воображения дети осваивают такие эстетические категории как красиво-некрасиво, добро-зло, правда-ложь, живое-неживое, реальность-фантазия, форма-содержание и многие другие. И в этом я стараюсь им помочь.
В работе по выбранной теме помимо наблюдений на прогулке использую фотографии, видеофильмы о природе. Также применяю современные инновационные технологии в виде говорящей ручки «Знаток 2», изготовленные плакаты с аудиостикерами для передачи пения птиц, животных, шума дождя, моря для того, чтобы поддержать естественный познавательный интерес, пробудить эмоции, помочь испытать восторг. И последнее для меня очень важно. Если дети будут счастливы, значит мой труд не напрасен.
Во взаимодействии с детьми нет строгих рамок и запретов, за исключением этических норм и ценностей. В остальном я даю детям свободу. Ведь только свободный ребенок может полностью раскрыться и проявить свой творческий потенциал. Работая воспитателем, отдаю предпочтение похвале и позволяю себе иногда баловать детей. Недаром великий Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Непременно балуйте детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь». Не все дети моей группы из полных и благополучных семей, поэтому слова писателя всегда красными буквами прописаны в моем сознании.
К любому делу я отношусь творчески и ответственно, так как понимаю, что моя миссия – счастливое, комфортное, безопасное пребывание и развитие подрастающего поколения. Стремлюсь, чтобы каждый прожитый в группе день оставлял приятные воспоминания, а следующее утро дарило надежды на поиск чего-то нового и неизведанного.
Порой прихожу домой после долгого, насыщенного событиями дня, и ловлю себя на мысли, что нужно завершить начатые дела: выучить стихотворения, закрепить ритмические движения танца, подготовить с детьми поделки для мам, украсить группу к празднику, сделать стенгазету, подготовиться к занятиям. Всё это для меня не в тягость, а в удовольствие. Выполняю я свою работу по заполнению чистых страниц в «Книге любознательного дошкольника» по зову моего горячего, доброго сердца, которое бьётся в ритме работы современного воспитателя. А ни это ли призвание!