Юлия Цыбирганова
Логопедическое пособие «Мнемокубик» для развития связной речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Авторское пособие –Мнемокубик для развития
связной речи детей с ТНР»
Добрый день, уважаемые коллеги! Как автор множества логопедических пособий, которые прошли экспертную оценку в СОИРО, хочу предложить новое пособие, которое надеюсь, будет иметь практическую значимость
Перефразируя цитату из известного произведения, хочется напомнить, что ж такое «мнемотехника»…. Под мнемотехникой принято понимать систему методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение различной информации. Мнемотехника основывается на естественных механизмах памяти и позволяет полностью взять под контроль процесс запоминания, сохранения и вспоминания информации.
Чтобы лучше дети запоминали стихи, сказки, логопеды используют мнемокартинки-символы. А мы все знаем,что благодаря опорным картинкам по системе наглядного моделирования (Татьяны Александровны Ткаченко, авторов Бардышевой,Моносовой)весь процесс запоминания и усвоения материала проходит более эффективно. Вот такие варианты мнемотаблиц по закреплению и разучиванию стихов об осени и рассказыванию известных сказок представлено на слайде
Наверно не ошибусь, если предположу,что каждый логопед сталкивался с проблемой составления описательных рассказов и в старшей и в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. И схемы используем и муляжи, и натуральные предметы. Но трудности есть и будут…
И вот возникла идея…в районе проходил конкурс- «Вчера упаковка-сегодня игра» .Взяв пустые коробочки из-под украшений «Санлайт»(коробочки всей семьи,я разметила картинки-схему на гранях кубика.
Внутрь каждой коробочки положила игрушку –сюрприз, чтобы в конце рассказа, потянув за ленточку, они достанут нужную игрушку.
Варианты игр с пособием:
1.«Опиши предмет по схемам»
2.«Угадай на ощупь»
3. «Расскажи сам»(подсказали дети, которые предложили взять игрушку-сюрприз и рассказать о ней)
Цель: развитие связного речевого высказывания у детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием наглядных моделей.
Задачи:
1. Развивать умение у детей запоминать условные обозначения-мнемоквадрата.
2. Учить составлять простые предложения и умение отвечать на вопросы полным ответом.
3. Формировать навык подбора слов-признаков к предмету, развивать умение распространять простые предложения однородными определениями.
4. Закреплять у детей навык объединять предложения в описательные рассказы по лексическим темам :«Фрукты», «Овощи», «Игрушки», «Деревья», «Дикие животных наших лесов», «Домашние животные», «Животные холодных и жарких стран».
5. Совершенствовать работу над диалогической речью (совместные беседы).
Также работая с мнемокубиком, я использую схемы описательных рассказов –Татьяны Александровны Ткаченко и Юлии Станиславовны Волковой-Опорные схемы для составления описательных рассказов.
Пособия для развития связной речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи, которые мы все используем в работе. Но если кому необходимо –представляю их:
1. Пособия Арбековой-Развиваем связную речь детей 6-7 лет
2. Пособия Гомзяк-Говорим правильно в 5-6,6-7 лет.
3. Пособия Ткаченко –Формирование связной речи
4. Пособия Теремковой –Логопедические домашние задание 5-7 лет
5. Пособия Бардышевой,Маносовой –Развиваем связную речь у детей 5-6 лет у детей с ОНР»
А также представляю методическую литературу для работы по развитию связной речи детей с ТНР:
-Т. Б. Полянская- Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
-Коноваленко,Коноваленко «Развитие связной речи-циклы Зима. Весна. Осень. Лето»
-Нищева-развитие связной речи у детей дошкольного возраста
-Глухов-Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнов с ОНР
Лебедева –Развитие связной речи дошкольников
Лапп-Развитие связной речи детей с 5-7 лет с нарушениями речи
Арбекова-Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР
Сластья –Формирование связной речи детей 4-5 лет