Ника Молчанова
«Скажи, где находится». Дидактическое пособие по развитию пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Авторское дидактическое пособие
по развитию пространственных представлений
“Скажи, где находится»
Автор:
Молчанова Вероника Станиславовна,
воспитатель высшей категории
МОУ «НОШ № 232»
Ленинского района г. Саратова
«Скажи, где находится»
Развивающая игра на развитие пространственных представлений
Число игроков: 1 – 2.
Возраст: от 4 лет.
Цель: Развитие пространственных представлений детей с использованием материалов пособия – поля, фоновых изображений и фигурок героев игры: формирование и закрепление понятий вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около, движение в заданном направлении – к предмету, от предмета
Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)
Задачи:
Образовательная: Обучать умениям и навыкам ориентировки предметов в пространстве, приемам выполнения предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов. Учить разыгрывать сюжет известной сказки с помощью игрового поля пособия и карточек с героями.
Развивающая: Развивать зрительное восприятие, мышление, память, внимание. Развивать умение согласовывать движение руки и глаза. Развивать речь через расширение словаря детей (озвучивание роли).
Воспитательная: Воспитывать художественный вкус, устойчивый интерес к новой деятельности, умение доводить начатое дело до конца.
Аннотация.
В наше время ориентировка в пространстве – один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий.
На занятии я использую очень много различных пособий. Это дидактическое пособие заинтересовало детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Ребята проявляют фантазию и воображение и придумывают свои новые варианты игры, изготавливают новых персонажей, разыгрывают знакомые сюжеты сказок и сочиняют свои, новые истории.
Рекомендации: игра должна проходить при достаточном освещении. Желательно, чтобы это был естественный дневной цвет. При недостаточном освещении возможно чрезмерное зрительное напряжение.
Описание пособия.
Знакомимся с игровым полем.
Рассмотрим игровое поле – это пособие представляет собой основание с 3 уровнями-рельсами для размещения карточек и задним фоновым экраном, 9 карточками с изображением различных предметов, животных и т. п. (возможно пополнение игровых карточек, и 8 фоновыми изображениями различных пейзажей в разные времена года (зимний лес, летний лес, осенний лес, летний пейзаж с полем и речкой, морской пейзаж, изображение моря на крайнем севере, пустыня, подводный мир).
Пособие можно постоянно пополнять новыми предметными карточками, подходящими для определенной лексической темы (предполагается в дальнейшем пополнить комплект фоновых изображений фонами городского пейзажа (улица, перекресток, двор, детская площадка, деревенского двора, деревенской улицы, убранства русской избы, городской квартиры, а также различными персонажами людей, животных и сказочных персонажей).
Данное пособие предназначается для индивидуальной работы с детьми, а также как раздаточный материал для организованной работы на занятии (при наличии необходимого количества пособий по числу детей).
Процесс работы с пособием.
Содержание игры.
На фоновом экране размещается подходящий по теме фоновый рисунок.
На поле пособия в рельсы вставляются карточки с изображением различных предметов или животных, после чего ребенок определяет, где находится названный предмет (животное) по отношению к другому предмету (животному) (вариант 1 – для индивидуальной работы).
Вариант 2. (для подгруппы детей) Предметные карточки раздаются детям, на фоновом экране размещается подходящий фоновый рисунок. В середине на среднем рельсе устанавливается центральный предмет. Ведущий называет персонажа и предлагает разместить его относительно главного предмета (например: лиса находится слева от елки, ребенок, у которого данный персонаж, выполняет задание.
Фоновые рисунки предназначены для полноты визуальных ощущений ребенка и повышения его интереса к данному упражнению.
В игре закрепляются понятия вверху – внизу, справа – слева, сзади – спереди, за – перед, между, к предмету – от предмета. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения, а также помогают развивать речь, ведь ребенок, играя с пособием, озвучивает свои действия, используя для каждой ситуации правильные предлоги.
Данное пособие имеет широкую область применения, его можно также использовать в театральных постановках кукольного театра, при наличии карточек с изображением персонажей и фоновых декораций.