Получи документы

Проект «Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников»

Ванчикова Мария Тумуровна
Проект «Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»

Авторский проект

«Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников.

автор проекта :

Воспитатель : Ванчикова М. Т

2018 г.

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности.

Публикация «Проект „Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников“» размещена в разделах

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18). По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, Р. М. Римбурга, В. М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.  Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительном у образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.  Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад  учитывает:

-интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

-необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

-понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

-необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

-нормы нагрузки на ребенка.

Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического  направления: по обучению детей различным техникам изобразительной деятельности -лепка из пластилина, нетрадиционным способам рисования, а также по физическому развитию дошкольников.  Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами. Дети занимаются 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов А. И. Арнольдова, Н. А. Бердяева, А. Н. Дмитриева, В. И. Добрынина, М. С. Кагана, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, В. В. Розанова и др.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Такие ученые как С. А. Козлова, Е. И. Корнеева, С. Н. Морозюк, Э. К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций.

Актуальность проекта : современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных народных ценностях.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского и русского народов помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому приобщение детей к культуре, народному творчеству, фольклору, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.  В содержании основной образовательной программы дошкольного образования включен региональный компонент. Введение этнокультурного компонента решает много задач: формирует систему ценностей в воспитании культуры чувств, развивается мировоззрение, мироощущение, самосознание, самооценка, эмоции.

Этнокультурный компонент – это средство пробуждения познавательной активности, приобщение к красоте и самобытности народа, это путь к общенародной культуре, культуре отношений, культуре чувств.

В нашем детском саду активно ведётся работа по внедрению этнокультурного компонента. Программу по этнокультурному компоненту сада разработала и применяю при изучении дополнительной общеразвивающей программы «Бурятский язык для дошкольников». Для реализации программы был создан уголок бурятской и русской культуры.

Тип проекта – творческий.

По продолжительности – долгосрочный.

По количеству участников – групповой.

Цель проекта : Приобщение  дошкольников к этнокультурным традициям и обычаям бурятского и русского народов.

Задачи:

•Организация, обогащение и развитие этнообразовательной среды в воспитании поликультурности у дошкольников на основе культуры, фольклора и быта бурятского и русского народов.

•Обогащение социального опыта дошкольников к народным этнокультурным традициям и обычаям.

•Формировать бережное отношение к историческому наследию.  

Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям, к их традициям, обычаям, культуре, прививать в детях чувство патриотизма, любви к своей Малой Родине, своему краю, где они родились и живут.

Новизна проекта :

определены условия приобщения к народной культуре и установлены уровни усвоения традиций, критерии, которые характеризуются наличием представлений о традициях (правильность, полнота, дифференцировка представлений о традициях, выделение их существенных признаков, интереса к ним (устойчивость и мотивация, реализации имеющихся представлений о традициях в самостоятельной деятельности.

Практическая значимость

состоит в разработке дидактических средств и методов приобщения дошкольников к национальным традициям.

При изучении этносреды, традиций, фольклора дети активно проявляют исследовательские способности, лучше усваивают материал.

Гипотеза проекта :

Ознакомление детей с этнообразовательной средой, с народной культурой, с играми, произведениями устного народного творчества и родной речью, будет содействовать воспитанию поликультурности и развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Ожидаемые результаты:

Реализация проекта предполагает :

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о национальной культуре бурятского и русского народов;

Создание этнообразовательной среды в ДОУ на основе бурятской и русской национальной культуры;

Формирование личности и национального самосознания детей;

Усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики;

Содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса;

Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре своего народа;

Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности.

Форма подведения итогов – педагогическая диагностика детей по направлениям реализации проекта, для которой разработаны контрольные и индивидуальные беседы, критерии оценки.

Методы педагогической диагностики:

беседы с детьми;

наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;

анализ результатов продуктивной деятельности.

Критерии и способы изучения эффективности этнокультурного образования дошкольников :

Педагогическая диагностика проводится в два этапа. На первом этапе проверяется, насколько изменился уровень интеллектуальной, социально – культурной, художественной компетенции детей в области народной культуры с помощью дидактических игр, бесед с детьми. На втором этапе выявляется изменение личностной позиции ребенка в процессе продуктивной деятельности.  

Система оценки качества этнокультурных представлений детей

Знания и умения детей дошкольного возраста оцениваются по следующим параметрам:

Знание обрядов и праздников бурятского и русского народов;

Знание элементарных народоведческих и этнографических знаний;

Владение речью, сценические навыки;

Умение         двигаться         в         хороводе,  ехоре,       владеть         основными         элементами фольклорной хореографии;

Умение организовывать народные игры в детском коллективе;

Умение сочетать пение с движением или игрой, сохраняя

качество           звучания;

Знания и умения детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению оцениваются по следующим параметрам:

Знание характерных особенностей народного декоративно – прикладного искусства;

Знание элементов орнамента;

Умение выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция);

Знать особенности изобразительных материалов;

Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно прикладного искусства, использовать разнообразные приемы и элементы создания узора;

Умение создавать изображения по мотивам русского и бурятского орнаментов.

Оценка уровня овладения знаниями певческими, танцевальными и игровыми навыками проводятся 2 раза в год. В начале учебного года (сентябрь) и в конце года (май). Результат оценивается по трем уровням (высокий, средний, низкий). В течение года проводятся отчетные концерты в форме календарно-обрядовых праздников, где отслеживаются навыки и умения детей.

Этапы проекта :

Организационно – подготовительный (сентябрь) :

1. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Подбор литературы, пособий, атрибутов, создание уголка бурятской и русской культуры.

4. Составление тематического планирования мероприятий.

5. Проведение диагностики, анкетирование родителей.

Основной этап (октябрь – март) :

1. Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского и русского народов и проведение месячника бурятского языка; подготовка и участие в районных и окружных конкурсах «Барбаадай»; «Хонгеохон аялгаханууд».

2. Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

3. Знакомство детей с образцами бурятской и русской национальной одежды, с предметами быта.

4. Консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников, презентация проекта.

В рамках реализации проекта подготовлены презентации:

Я живу в селе Таптанай.

Малый Саханай.

Буряад хэлэн-манай баялиг!;

Надаанга hураяа!;

Русский и бурятский национальный костюм;

Русские и бурятские народные игры;

Пословицы и поговорки;

Храни свои корни;

Мой родной бурятский язык;

Кто такие билингвы?;

Бурятский народный орнамент;

Знакомство с матрешкой;

Бурятские народные игры;

Блюда бурятской кухни;

Масленица;

Сагаалган – праздник Белого месяца;

Встреча Рождества;

Славим Пасху!

Народная мудрость в сказках;

Юрта – традиционное жилище бурят;

Золотые руки моего дедушки;

Мой округ - мой родимый дом;

Писатели и поэты нашего села и родного края.

100-летие нашего земляка- писателя Жамсо Тумунова.

Заключительный этап (апрель- май) :

1. Анализ полученных результатов.

2. Презентация в формате воспитательного мероприятия.

3. Образовательное событие с родителями.

3. Перспективы на будущее.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов:

Анализ результатов реализации проекта позволяет выявить уровень этнокультурной образованности дошкольников.  

Методическая сторона этнокультурной образованности старших дошкольников показала :  

Положительные изменения на уровне сформированности этнокультурных позиций детей;

В детском саду была создана специальная этнообразовательная среда с целью приобщения детей к этнокультурным традициям и обычаям бурятского и русского народов:

Уголок бурятской и русской культуры;

Сформирован необходимый минимум исторических знаний у воспитанников;

Разработан перспективный план по приобщению детей к истокам бурятской и русской народной культуры;

Составлены картотеки народных игр;

Создание папки – «Наш писатель – земляк Жамсо Тумунов»;

Выпуск статьи в газете «Толон», посвященной 100 –летию Жамсо Тумунова;

Создание картотеки носителей произведений устного народного творчества для уголка бурятской и русской культуры;

Выпуск презентаций;

Пополнение «Копилки исследовательских работ детей»;

Постановка и показ сказок по народным мотивам,

Участие в различных конкурсах (краеведение, этнография, этнопедагогика, фольклор и т. д).

Разработан цикл презентационных материалов по культуре бурятского и русского народов;

Подготовлен для уголка родителей материал по народному календарю, по национальной кухне, по народным праздникам; создана система воспитательно-образовательной работы, в которой определены условия для целостного развития личности ребенка через реализацию проекта этнокультурной направленности.

Оценка сформированности этнокультурной образованности детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к этнокультурному содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и анализа продуктивной деятельности. Общий уровень этнокультурного образования определяется как среднее значение компонентов данной компетенции.  

У детей отмечается интерес к изучению бурятской и русской народной культуры, желание изучать фольклор, играть в народные игры;

Проведена работа по развитию техники речи, дикции, артистических умений;

Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

Воспитывали любовь к Отечеству, к малой Родине, уважение и толерантное отношение к людям, к их традициям, обычаям, культуре, прививали в детях чувство патриотизма, любви к истории и культуре родного края.

содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса;

Дети узнают и называют знакомые виды народного орнамента, знают устройство бурятской юрты, русской избы;

Составляют узоры с включением знакомых элементов народной росписи;

Знают историю бурятского и русского народного костюма, головных уборов;

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества;

Осмысленно и с интересом участвуют дети в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют танцы, читают стихи).

Наши достижения:

Макарова Александра - ІІ место на районном конкурсе чтецов «Барбаадай»;

Эрдынеева Сарана - ІІ место на районном конкурсе чтецов «Барбаадай»;

Дампилон Оюна - ІІ место на районном конкурсе чтецов «Барбаадай»;

Дармаева Сарана - ІІ место в окружном конкурсе чтецов «Барбаадай»;

Арсений Ковалев - ІІ место на районном конкурсе «Я - исследователь» с исследовательской работой «Моя родная улица», посвященной 100 летию нашего земляка-писателя Жамсо Тумунова.

Изготовление раздаточного материала, брошюры, посвященной 100 - летию Жамсо Тумунова.

Появилась заинтересованность родителей к изучению детьми народной культуры.

Таким образом, в ходе проведения оценки качества была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурного образования воспитанников посредством реализации проекта. Эффективность работы связана с тем, что представленная система работы по формированию этнокультурной образованности детей имеет положительный результат. Не только дети, но и сами взрослые: родители и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Вывод:

Проведенная работа по реализации основных мероприятий проекта в целом дала положительные результаты. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими и русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью содействовало развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации, и приобщении их к этнокультурным традициям и обычаям бурятского и русского народов, народного творчества через различные формы фольклора. Существенные качественные изменения произошли в сфере эмоциональной отзывчивости детей при восприятии фольклора, представлениях детей о фольклоре, их знаниях о народных традициях, что свидетельствует об оптимальном построении педагогического процесса приобщения детей к традиционной народной культуре. Использование этнокультурного компонента позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает необходимый эмоциональный фон, способствует лучшему усвоению материала, отвечает возрастным требованиям.

При всей результативности реализации проекта, создании этнокультурной образовательной среды, у нас имеются определё нные трудности:

Недостаточная сформированность этнокультурной компетентности у молодых педагогов и родителей вновь поступивших детей;

 Оснащение  и обогащение      предметно-пространственной среды, методической литературы;  

Расширение сетевого взаимодействия с социумом в плане этнокультурного образования.

В связи с этим намечены следующие пути решения проблем:

Формирование этнокультурной компетентности педагогов в области этнокультурного воспитания и обучения через обучение на курсах повышения квалификации по данному направлению;

Продолжить обогащение предметно-пространственной среды, методической литературы через расширение партнёрских взаимоотношений с учреждениями социума, родителями.

Но остается проблема в финансовых средствах, так как изучаемый материал, книги на бурятском языке, предметы быта, куклы, костюмы, музыкальные инструменты являются достаточно редкими и дорогостоящими.

Самое главное и важное – чтобы ребенок знал, уважал, чтил, берег и развивал традиции, обычаи, культуру и фольклор своего народа. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

И в завершение хотелось бы сказать, не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному селу, району, краю. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Публикации по теме:

Роль воспитателя в экологическом воспитании дошкольников Вступление. Задача воспитателя- воспитание у детей экологической культуры, фундаментом которой составляют достоверные знания, практические.

Гендерные различия в воспитании и обучении дошкольников Гендерные различия в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о.

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Лэпбук в музыкальном воспитании дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В МУЗЫКАЛЬНОЙ.

Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников как естественная деятельность дошкольников Тихомолова В. Н., воспитатель ГБДОУ Детский сад №57 Комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ.

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям.

Подборка пословиц и поговорок о воспитании. Тезисы о воспитании дошкольников отечественных педагогов и психологов В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять. Иммануил Кант Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный.

Психогигиеническая среда и ее значение в воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях Воспитание детей в здоровой психологической среде является важной задачей детского образовательного учреждения. Чтобы сохранить и укрепить.

Роль игры в экологическом воспитании дошкольников Роль игры в экологическом воспитании дошкольниковПрирода – единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания. И. В. Гёте.

Эмоциональное развитие в физическом воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2019 в 10:27
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Этнообразовательная среда в воспитании поликультурности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ванчикова Мария Тумуровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД