Александра Александрова
Проект по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах с использованием театрализованных приемов
▼ Скачать
Авторский проект
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРИЕМОВ
НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА : Приобретение опыта переживания музыки как радости и удовольствия, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина. Знакомство с историей создания народных инструментов и различными видами ложек с использованием театрализованных приемов.
Публикация «Проект по обучению детей игре на народных музыкальных инструментах с использованием театрализованных приемов» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ: Игра на народных инструментах с использованием театрализованных приемов-особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка, обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Она способна оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.
Исходной точкой в работе являются интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития, умение стать на его позицию, учесть его точку зрения, не игнорируя его чувства и эмоции, взгляд на ребенка, как на полноценного партнера в условиях сотрудничества. Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений и возрастных особенностей. На занятиях дети получают информацию о театрах СПб, об истории создания кукол, костюмов, театральных профессиях, театральной терминологии. В работе над этюдами дети постигают основы актерского мастерства, секреты управления театральными куклами, импровизируют и сочиняют вместе с ними на музыкальных инструментах, выбирая для них свои выразительные средства.
ЦЕЛЬ: Развитие природной музыкальности, первоначальных навыков музицирования, индивидуальности и создание предпосылок к формированию творческого мышления.
ЗАДАЧИ: 1. Обеспечение социально-нравственного и эмоционально-личностного развития детей.
2. Воспитание интереса и любви к музицированию
3. Развитие эмоциональности детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку
4. Формированию качеств, способствующих самоутверждению личности- индивидуальности восприятия и способности к импровизации
5. Сохранение и укрепление здоровья детей
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Долгосрочный
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1. Дети постигают основы актерского мастерства, секреты управления куклами различной конструкции и умения сопровождать движение куклами с текстом песенок и потешек.
2. Проходит обучение навыкам игры на музыкальных инструментах, чувству ансамбля. Расширяется музыкальный кругозор и память.
3. Дети начинают сочинять и исполнять на музыкальных инструментах песенки для выбранных ими героев с определенной ритмической пульсацией, соответствующей характеру персонажа.
4. Дети получают информацию о театрах СПб, об истории создания кукол, костюмов, театральных профессиях, театральной терминологии.
СТРУКТУРА ПРОЕКТА :
1 этап. Поисковый. Цель: выявить уровень интегративных качеств детей дошкольников.
2этап. Констатирующий. Цель: определение задач по работе с детьми, родителями, педагогами.
3 этап. Формирующий. Цель: изучение педагогической литературы, ознакомление с источниками интернет - ресурсов, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.
4 этап. Аналитический.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА : Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы.
ФОРМА РАБОТЫ:
1. Познавательно - речевое развитие.
Подбор и подготовка музыкального и литературного материала. Показ рисунков, слайдов. Беседа. Знакомство с музыкальными инструментами. Собственно образовательная деятельность с детьми. Рассматривание театральных кукол различных систем. Использование лексического материала: загадки, потешки, сказки, речевые игры, логоритмика.
2. Социально – личностное развитие.
Музыкально-дидактические игры с направленным развитием динамического,тембрового, гармоническогои и мелодического слуха. Сюжетно - ролевые игры. Разыгрывание этюдов. Игры-имитации на палочках по К. Орфу. Упражнения на внимание. Драматизация, придуманных детьми, сказок с использованием театральных кукол. Режиссерская игра. Народные игры, основанные на диалоге действующих лиц, в которых описывается мир сельской жизни, что способствует формированию у детей социальных установок.
3. Художественно – эстетическое развитие детей.
Рассматривание картин, репродукций по народной теме. Изобразительная деятельность детей по теме проекта : рисование «театра кукол», и изготовление кукол оригами в индивидуальной работе по показу. Собственно образовательная деятельность. Оформление музыкальных и театрализованных уголков в группах. Театрализованные игры.
4. Физическое развитие детей.
Логоритмика. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковые игры и упражнения с использованием театральных кукол и кукол – самоделок. Тренинги с палочками. Подвижные игры с музыкальным и речевым сопровождением («Кострома», «Крута гора»). Народные игры. Певческая дыхательная гимнастика.
5. Работа с родителями.
Информационный блок: консультации, мастер-класс по игре на ложках, а также по изготовлению театра ложек и подготовка декораций и атрибутов для театрализации. Открытие персонального блога на сайте учреждения, с рекомендациями по информационной поддержке и использование элементов дистанционного обучения.
6. Работа с педагогами.
Консультации. Беседы. Проведение мастер-класса по игре на ложках, а также по изготовлению театра ложек и подготовка декораций и атрибутов для театрализации. Открытие персонального блога на сайте учреждения, с рекомендациями по информационной поддержке. Распостранение разработанных самостоятельно ЭОР
Публикация материала в интернете: https://www.moi-detsad.ru/zanatia865.html «Путешествие в ложечную страну», https://www.moi-detsad.ru/zanatia540.html «Методика творческой работы с народным ансамблем в детcком саду», https://www.moi-detsad.ru/zanatia539.html «Развитие творческих и психических данных при обучении детей игре на народных музыкальных инструментах» (непосредственно образовательная деятельность с детьми).
7. Презентация проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ :
Дети открыли для себя мир музыкальных звуков и приобрели умения и навыки различать красоту звучания разных инструментов, совершенствоваться в выразительности исполнения. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность и внимание. Дети, педагоги и родители знакомятся с историей создания музыкальных инструментов, тем самым постигая культуру своего народа.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, раскрывается духовный и творческий потенциал ребенка, который дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. У родителей
повышается интерес к музыкально- театрализованной деятельности ребенка и появляется интерес и желание участвовать в совместных мероприятиях.
Педагоги активно участвуют в организации детского оркестра в сотрудничестве с музыкальным руководителем и творчески подходят к проектированию обогащенной музыкально-развивающей среды.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
Проект адресован музыкальным руководителям, активно взаимодействующим с педагогами, а также специалистам по работе с народным оркестром. Он реализуется в условиях индивидуальных, подгрупповых, комплексных и доминантных музыкальных занятий, в совместной деятельности педагога с детьми в группе. Тема очень интересная.
Сложность в освоении различных приемов игры на ложках наблюдается у детей логопедических групп. В работе можно использовать самодельные инструменты, но, обязательно, с настроенным резонатором.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА :
«Знакомство детей с русским народным творчеством» Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова (СПб «Детство-Пресс»2008)
«Коллективное музицирование» Л. Виноградов («НИИ школьных технологий» Москва 2008)
«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Д. А. Рытов (Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2001)
«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» («Академия развития» Ярославль1996)
«Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н. Г. Кононова («Просвещение» Москва 1990)