Ирина Альбицкая
Самоанализ работы педагога дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Альбицкая Ирина Геннадьевна, работаю в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду №28 «Золотой петушок» г. Тамбова
В ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса ставлю перед собой следующие педагогические задачи :
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-интеллектуальное развитие детей;
-воспитание нравственных качеств личности;
-формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности.
Публикация «Самоанализ работы педагога дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Самоанализ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Художественно-эстетическое направление развития личности ребенка – является одним из приоритетных в деятельности нашего учреждения. Это не случайно, ведь в современной психолого - педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что художественный вкус лучше всего формируется в активной творческой деятельности. Таким образом, именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.
Процесс освоения воспитанниками образовательной области «Художественное творчество» организую на основе модифицированной программы «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой.
На мой взгляд, важным аспектом успешной организации художественно-эстетического развития детей, является сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Регулярно осуществляется сотрудничество с областной картинной галереей, областным краеведческим музеем, в рамках которого организуются совместные мероприятия, экскурсии и т. д.
Мною разработаны комплексно-тематические планы по освоению детьми с 3 до 7 лет образовательной области «Художественное творчество
Эффективность воспитательно-образовательного процесса во многом зависит, с моей точки зрения, от правильного выбора форм и методов работы. Личность ребенка многогранна, поэтому необходимо использование индивидуальных педагогических подходов позволяющих разглядеть в каждой личности ту грань, развитие которой обеспечит полноценность и целостность всего воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим, в своей деятельности я следую педагогическим заповедям :
1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому, моя исходная позиция, как педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у воспитанника потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.
2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.
3. Быть примером для детей в воспитании любви к изобразительному творчеству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция : думать о своих воспитанниках и желать помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.
Новизна моего опыта заключается в том, что вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют мне возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению творческой задачи конкретного занятия. Так же это позволяет учитывать особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно – творческой деятельности, и что немало важно спектр интересов подгруппы и отдельно взятого ребенка. С другой стороны, дошкольники получают неограниченные возможности выразить в своем рисунке свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, погружаясь в удивительный мир творчества.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Все это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, в побуждении каждого ребенка раскрыть свой творческий потенциал.
Для достижения поставленной цели и задач мною используются следующие педагогические принципы :
Систематичности – принцип требующий, чтобы все знания, сообщаемые воспитанникам, должны даваться и усваиваться ими в определенной, педагогически обоснованной системе.
Доступности – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень первоначальных художественных способностей.
Последовательности – поэтапное выполнение задания, с применением показа педагога, пояснения и указания во время самостоятельной работы.
Закрепление навыков – совершенствование изобразительных умений, во всех видах художественной деятельности.
Целостности – единство обучения, воспитания и развития, сочетание практических занятий с краткими беседами об изобразительном искусстве.
Гуманизации – личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, влияющую на мотивацию деятельности ребенка и обеспечивающую саморазвитие, совершенствование личности.
Интеграции – совмещение в одной программе аспектов таких общечеловеческих знаний, как музыка и литература.
В своей педагогической деятельности, для решения задач по активизации творческого потенциала воспитанников в процессе обучения, широко использую следующие образовательные технологии :
Активного обучения, с использованием в работе художественно-творческих игр, где обязательно учитываю присутствие двух начал: учебно-познавательного и игрового, занимательного. Стараюсь использовать игры с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей и др.
Проблемного обучения предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет создать педагогу проблемную ситуацию, активизируя самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями способствующие развитию мыслительных способностей. Проблемную ситуацию представляю как с помощью активизирующих действий, так и с помощью проблемных вопросов.
Дифференцированного обучения, который позволяет учитывать уровень знаний, умений и навыков детей. Организую работу с воспитанниками не только подгруппами, но и индивидуально, используя в некоторых случаях разно уровневые задания. Такой подход в воспитательно - образовательном процессе позволяет мне создать ситуацию успеха для каждого ребенка, при сохранении психического и соматического здоровья.
Практика работы в детском саду показывает, что отношения детей в коллективе не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к "выпадению" ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.
В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы отследить, предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми. Использование в ходе образовательной деятельности различных сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, бесед на темы дружбы и товарищества способствуют созданию положительной обстановки, сплочению коллектива, что так необходимо для успешной активизации творческого потенциала личности ребенка.
Объединяя детей в небольшие группы для совместного творчества, формирую у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такая организация совместной работы способствует укреплению взаимоотношений детей, создавая спокойную, дружелюбную атмосферу
Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, т. к. разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам реализуются детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносят в другие виды совместной деятельности (в труд, в экспериментирование, а также в повседневное общение.