Надежда Александровна Филатова
Комплект игровых пособий по коррекции речевой деятельности «Домик веселого язычка»
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональное пособие логопедическая ширма
«Домик веселого язычка»
Игровые задачи :
В этом домике живет веселый язычок.
Он любит играть в интересные игры….
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы в игру играть.
Есть тут зайчик и лиса.
Сказку рассказать пора.
(ребята ведут диалог от лица выбранных героев).
Публикация «Комплект игровых пособий по коррекции речевой деятельности „Домик веселого язычка“» размещена в разделах
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие содружественного взаимодействия руки и языка-биоэнергопластики.
4. Развитие диалогической речи.
Используется на подгрупповых занятиях.
Примечания:
Подготовительный этап - дети отрабатывают артикуляционные уклады, пальчиковые позы перед зеркалом (зрительный контроль, а потом без зрительного контроля.
Дети выполняют артикуляционные упражнения под стихи и сказки «О веселом язычке».
Жил веселый язычок,
В маленьком домишке. Превращался во все, что мог,
На радость всем детишкам….
Логопед одевает красную варежку и показывает рукой форму артикуляционного упражнения. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.
Картотека артикуляционных упражнений
Игровые задачи :
Вытяни карточку и выполни задание.
Ребенок вытягивает карточку и выполняет артикуляционные упражнения.
Игровые задачи :
Развитие артикуляционной моторики.
Используется на индивидуальных логопедических занятиях.
Примечания:
Можно выполнять артикуляционные упражнения под музыку.
Желательно, чтобы звучащая музыка или текст песен имели простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразировку и характер.
Музыка помогает задать тот или иной темп, динамику и выразительность выполнения действий, способствует выработке их точности, частоты, плавности, устойчивости перехода от одного артикуляционного уклада к другому.
Звуковые дорожки
Игровые задачи :
Прокати и назови
длительно, коротко или отрывисто; тихо – громко
Дидактические задачи:
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
Используется на индивидуально
Примечания:
Ребенок «проходит» дорожку, протягивая заданный звук, слог (произносит звук длительно, коротко или отрывисто; тихо – громко).
Ребенок проводит пальчиком, рисует «Поющим маркером», ведет игрушкой, проговаривая звук.
«Звукозмейка»
Игровые задачи :
1. Шагай пальчиками по Звукозмейке, правильно проговаривая слоги (слова).
2. Собери звукозмейку, верно повторяя за мной слоги (слова).
Дидактические задачи:
1. Автоматизация звука в слогах словах.
2. развитие мелкой моторики.
3. развитие слухового внимания при подражании интонированию звука логопедом.
4. Развитие фонематического слуха.
Приложение:
Используется на индивидуальных логопедических занятиях Ребенок «собирает» змейку из частей, проговаривая слоги, слова с автоматизируемым звуком.
Ребенок слушает ряд звуков (слогов, слов), выделяя заданный звук и подетально собирает звукозмейку.
«Сам себе режиссер»
Игровые задачи :
Ты – сценарист. Придумай и расскажи историю, используя эти предметы. Твой друг – режиссер, он тебя внимательно слушает и создает картинку твоей истории.
Дидактические задачи:
1. Развитие памяти, внимания, восприятия, воображения
2. Развитие ориентировки в пространстве
3. Развитие связной речи
Примечания:
«Сам себе режиссёр» - набор предметных картинок.
Один из играющих придумывает ситуацию и «диктует» расположение предметов, людей, животных, а другой внимательно слушает и раскладывает изображения.
Например: «Стоит дом, справа от него забор. У забора скамейка, на скамейке сидит кот. Слева от дома сад. За садом лес. В лесу растут грибы. Над лесом солнце.»
Тот кто выкладывал изображения должен воспроизвести ситуацию.
Затем играющие меняются ролями. А еще интереснее выдумывать ситуации – небылицы.
«Паровозик»
Игровые задачи :
1. Разложи картинки по вагончикам. В первом вагоне поедут картинки с одним слогом, во втором -2 слога, в третьем- 3 слога.
2. Определи, какой звук спрятался в слове (твердый или мягкий, или таких звуков нет). Разложи картинки по вагончикам, соответствующие цвету звука. Твердый звук –синий вагон. Мягкий – зеленый.
Дидактические задачи:
1 Развитие фонематических процессов.
2. Подготовка к обучению грамоте.
Примечания:
Используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. «Паровозик»- пособие состоит из трех вагонов- карманов.
Ребенок получает набор карточек и в зависимости от поставленной задачи раскладывает картинки в вагончики паровозика.
Конструктор букв
Игровые задачи :
1. Сконструируй букву…
2. Посмотри и назови какая это буква.
Дидактические задачи:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Подготовка к обучению грамоте.
Примечания:
Используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. «Конструктор букв»- состоит из набора цветных резинок и планшетки с 9 –ю вбитыми канцелярскими кнопками.
Универсальное пособие
«В гостях у крокодила»
Игровые задачи :
1.«Пройди» дорожку, протягивая заданный звук, слог (ребенок произносит звук длительно, коротко или отрывисто; тихо – громко).
2. прошагай по дорожке пальчиками.
3. Сколько шариков на панно? Назови какого они цвета. Послушай внимательно и запомни, в какой последовательности я буду называть цвета шариков. Покажи, кто держит красный шарик, и т. д.
4. Послушай и нажми заданную цифру. Цифра указывает сколько раз нужно повторить слог, слово, предложение.
5. посмотри в зеркальце и покажи крокодилу какой ты добрый….
6. крути стрелочку на барабане и называй цвет; подбирай предметы по форме, цвету.
7. согласуй прилагательное с существительным. Пример: Желтый шар, желтая рыбка, желтое солнце, желтые колготки.
8. Составь описательный рассказ. Пример: Яблоко - круглой формы, красного цвета, по вкусу сладкое.
9. «Идем в гости» - поставь пальчик на цифру от 1 до 5 и двигайся по заданному направлению в одну из квартир (верх, вниз, вправо, влево).
Дидактические задачи:
1. Автоматизация звуков.
2. Выполнение мимической гимнастики.
3. Развитие сенсорных эталонов.
4. Развитие высших психических функций
5. Развитие ориентировки в пространстве.
6. Развитие ручной моторики.
Примечания:
«В гостях у крокодила» - многофункциональное развивающее панно.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии использования объектов, расположенных на панно, в соответствии с поставленной целью.
Объект «Разноцветная дорожка»
(собрана из колпачков фломастеров)
Цель: Автоматизация звуков; развитие тактильных ощущений.
2 вариант. Цель: развитие ручной моторики.
Объект «Воздушные шарики»
(Разноцветные кнопочки с тесьмой)
1 вариант. Цель: Автоматизация звуков.
2 вариант. Цель: Развитие психических функций (внимания, восприятия, памяти).
Объект «Цифры»
1 вариант. Цель: Автоматизация звуков.
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование числительного с существительным.
Объект «Зеркало Яблочко»
Цель: Отработка артикуляционных упражнений, мимических поз.
Объект «В гостях у Крокодила»
(Крокодил, геометрические фигуры и разноцветный барабан со стрелкой)
1 вариант. Цель: Сенсорное развитие (цвет, форма).
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование прилагательного с существительным.
3 вариант. Цель: Составление описательного рассказа.
Объект «Дружный дом»
(прямоугольник с картинками и цифрами)
1 вариант. Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве.
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование числительного с существительным
Универсальное пособие «Месяц дружок»
Игровые задачи :
Помоги Месяцу навести порядок. Разбери картинки по кармашкам. В первый со звуком А, во второй со звуком О, в третий –У.
Помоги зверятам отправиться в путешествие. Панда собирает предметы с гласным звуком… и т. п.
Проведи пальчиком путь протягивая звук…
За радужным заборчиком кто-то спрятался. Ты узнал кто это?
Фея Радуга любит шалить. Она раскрасила животных в разные цвета. И забыла какие были они на самом деле. Помоги животным перекраситься в свои цвет.
«Подбери словечко»
Лев какой?
Лев что делает?. и т. п.
Дидактические задачи:
1. Автоматизация звуков.
2. Развитие сенсорных эталонов.
3. Отработка лексико-грамматических конструкций.
4. Развитие высших психических функций
5. Развитие ориентировки в пространстве.
6. Развитие ручной моторики.
7. Подготовка к обучению грамоте.
Примечания:
«Месяц мой дружок» - многофункциональное развивающее панно.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии использования объектов, расположенных на панно, в соответствии с поставленной целью.
Объект «Радужный заборчик»
(собрана из колпачков фломастеров)
Цель: Автоматизация звуков; развитие тактильных ощущений.
2 вариант. Цель: развитие ручной моторики.
Объект «веселые дорожки»
(картинки животных с тесьмой)
1 вариант. Цель: Автоматизация звуков.
2 вариант. Цель: Развитие психических функций (внимания, восприятия, памяти).
Объект «Краски»
1 вариант. Цель: Автоматизация звуков.
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование числительного с существительным.
Объект «В гостях у Месяца»
(месяц, три кармашка и набор предметных картинок)
1 вариант. Цель: звуковой анализ слов (выделение первого звука в слове)
Объект «Фея Радуга»
(картинка феи, разноцветная палитра красок -кнопки)
1 вариант. Цель: Сенсорное развитие (цвет, форма).
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование прилагательного с существительным.
Объект «Кто в домике живет»
(прямоугольник с картинками и цифрами)
1 вариант. Цель: Развитие зрительного восприятия и внимания.
2 вариант. Цель: Автоматизация звуков; согласование числительного с существительным