Юлия Альбекова
Консультация для педагогов «Реализация компетентностного подхода в Дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
2024 г
В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность ребенка действовать в различных ситуациях.
Рассмотрим несколько общепринятых определений компетенции и компетентности :
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Публикация «Консультация для педагогов „Реализация компетентностного подхода в Дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ребенка и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Изменения касаются всей системы образования, в том числе и ее первой ступени – дошкольного образования. В настоящее время значительно изменились взгляды на дошкольного детство и его значимость для успешного развития человека. Именно поэтому осуществляется постоянный поиск инновационных методик и технологий, способных обеспечить формирование и развитие у детей фундаментальных компетенций личности. В связи с чем, организация эффективного компетентностного подхода является одной из первоочередных задач ДОУ.
Компетентности формируются в процессе обучения, однако не только в детском саду, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте, на наш взгляд, является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной учебно-познавательной, трудовой и др.).
Содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста :
Технологическая компетентность — готовность субъекта к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности. Формирование у дошкольников представлений о предметах, их свойствах и усвоение соответствующих понятий происходит в большей степени как результат личного опыта ребенка (хотя и полученного под воздействием обучения). А дошкольный возраст сензитивен к становлению и развитию ребенка как субъекта собственной деятельности, что позволяет говорить о формировании у него технологической (деятельностной) компетентности.
Ключевым словом в определении технологической компетентности является «деятельность», следовательно, содержанием технологической компетентности будут являться следующие технологические умения:
- умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;
- умение планировать этапы своей деятельности; умение понимать
и выполнять алгоритм действий;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
- умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);
- умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
- умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях;
- умение организовать рабочее место;
- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Информационная компетентность представляет собой готовность субъекта принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
У ребенка дошкольного возраста есть достаточно возможностей для получения и переработки сведений (информации, ощущений – знаний) через использование им различных источников информации. А сензитивность дошкольного периода для развития ребенка как субъекта собственной деятельности свидетельствует о своевременности формирования у него информационной компетентности.
В содержании информационной компетентности выделяют следующие информационные умения ребенка дошкольного возраста :
- умение ориентироваться в некоторых источниках информации;
- умение делать выводы из полученной информации;
- умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности; умение задавать вопросы на интересующую тему;
- умение получать информацию, используя некоторые источники;
- умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
У ребенка дошкольного возраста есть психические возможности для осуществления коммуникации, установления, поддержания контактов с разными социальными группами в разных контекстах, т. е. для реализации социально-коммуникативной компетентности. А благоприятствование дошкольного периода для развития ребенка как субъекта социальных, а значит, и коммуникативных отношений свидетельствует о своевременности формирования у него социально-коммуникативной компетентности.
Содержанием социально-коммуникативной компетентности выступают следующие социально-коммуникативные умения:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать свое мнение; умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умение принимать участие в коллективных делах;
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Таким образом, при компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставится и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными дети, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетентностей.
Рассмотрим психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в ДОУ :
- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка,
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт, т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- вовлечение семьи.
Таким образом, применяя в своей деятельности компетентностный подход, педагог прежде всего развивает личность, социализирует ребенка, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать то, что в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни. В условиях реализации ФГОС, осуществление компетентностного подхода в дошкольном образовании является одной из ключевых задач и требует создания новых форм и видов взаимодействия взрослых (воспитателей, родителей, педагогов) с детьми и друг с другом для обеспечения наиболее полного, многогранного и свободного контакта.