Валентина Ковалева
Авторская сказка как средство воспитания гуманных чувств к природе, к людям, к животным
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Её составляют в том числе и экологические знания - это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т. д. Знания - не самоцель в экологическом воспитании, но необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально-действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, охранять все живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что на их изготовление были затрачены материалы природного происхождения.
Публикация «Авторская сказка как средство воспитания гуманных чувств к природе, к людям, к животным» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы предположили, что авторская сказка может стать тем средством, при помощи которого решаются эти задачи. Сказка – доступный детям литературный жанр. У детей 4—5 лет еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. У ребенка появляется возможность воспринимать авторские сказки. Они приближены к действительности. Через оживление зверей в сказке можно привить ребенку нравственные нормы. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворного влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире. Особое место здесь мы отводили работе с произведениями Е. И. Чарушина и В. В. Бианки.
Большой любитель и знаток природы, писатель и художник одновременно, Е. И. Чарушин создал много простых и ясных образов, сюжетов. Писатель часто бывал на природе, много знал о животных и умел рисовать их. Поэтому картины к своим рассказам он рисовал сам. Слушание и обыгрывание его рассказов, сказок, рассматривание авторских иллюстраций, а затем собственная изобразительная деятельность детей поможет ввести их в мир «отраженной природы», мир искусства.
Формирование у детей реалистических представлений о жизни животных в природных условиях необходимо еще и потому, что многим народным сказкам присуще искажение реальности. Например, в сказках медведь, как правило, находясь в спячке, сосет лапу. Еж питается яблоками, которые накалывает на иголки и заготавливает на зиму. В действительности же медведи и ежи в своих зимних логовах не принимают пищи. Кроме того, еж – хищник и яблоками вовсе не питается. Как показывают результаты обследования детей дошкольного и даже младшего школьного возраста, представления о многих животных, особенностях их поведения, сформировались именно под влиянием сказок. Видимо, кроме сказок ребята не имели других источников информации.
Малыши лучше воспринимают сказку при непосредственном эмоциональном контакте со взрослым. Они должны видеть его глаза, мимику, жесты, дополнительные эмоциональные переживания. Поэтому сказки лучше рассказывать и лишь при необходимости подсматривать в текст. Обращаясь к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского, мы находим один из эффективных методов воспитания детей – обучение их сочинению сказок. Этот метод вполне приемлем и в семейном воспитании детей. Родителям потребуется для этого немного фантазии и выдержки. Первые сказки лучше сочинять вместе, вдвоем, втроем, а то и вчетвером. Например, взрослый начинает сказку, ребенок придумывает один или два последующих эпизода, а взрослый развивает сюжет. Так получается совместная сказка. Сочиняя сказки с ребёнком, взрослые как-бы приближают действительность, делают её более доступной, ощутимой. Такое приобщение к творчеству приносит особое наслаждение. Вскоре взрослые вместо просьбы: «Расскажи мне сказку!» услышат: «Давай придумаем сказку».
Ориентируясь на ФГОС ДО мы выделили для себя следующие задачи:
- учить адекватно проявлять свои чувства;
- уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-воспитывать любознательность, интерес к причинно-следственным связям;
- формировать элементарные представления из области живой природы, способность к принятию собственных решений.
Прежде чем приступить к работе с детьми мы проанализировали «Примерную основную образовательную программу дошкольного образования от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г.
Затем сформировали детскую библиотеку.
Непосредственная работа с детьми включала в себя:
чтение, драматизации, беседы по прочитанному, заучивание, рассматривание иллюстраций.
Параллельно шла работа с родителями.
Мы провели анкетирование с целью узнать какие сказки природоведческого содержания родители читают детям. На основе полученных данных мы подготовили консультацию для родителей о том, какие книги доступны детям дошкольного возраста.
Основная работа проходила через форму родительских клубов. Мы учились вместе с родителями понимать и сочинять сказки и доносить их содержание до детей, а также использовать их в воспитательных целях.
1 клуб
Знакомство с теорией воспитания сказкой.
2 клуб
Работа с русскими народными сказками (по системе ТРИЗ).
3 клуб
Практикум по сочинению сказок (метод В. Проппа).
4 клуб
Домашнее сочинение сказок и издание Альманаха.
Источники самообразования:
- С. Н. Николаева «Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях»;
- С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства»;
- С. Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада»;
- С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
- С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»;
- А. Б. Фесюкова «Уроки экологии в картинках»;
- М. В. Дедова «Уроки Ушинского в картинках».