Наталья Заварзина
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников
Перед современной педагогической наукой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также природе, животным. Формирование личности ребенка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Преимущество искусства, как средства воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих чувств психики, приводит к искусственному ограничению его возможностей к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств педагог использует сказки»Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка» (ненец. сказка)»Хаврошечка» «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С Пушкина «Серебряное копытце» П. Бажова» Конек-горбунок» П. Ершова»Айболит» К. Чуковского «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака «Посидим в тишине» Е. Благинниной и др. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог, как на занятиях, так и вне их.
Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дети как можно полнее рассказали о главном герое. Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший», то педагог помогает в беседе с детьми выделить главное качество героя и обосновать свою оценку. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: «С чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т. п. оправдана в том случае, когда педагог занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать своё отношение к немее (если оценка образа сложна, предполагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным. Дискуссия во многом способствует активации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения,в которых есть конфликтные ситуации.
Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобретало для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.
Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга»»Сказки А. С. Пушкина» и др. Педагоги подбирают мультфильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрят фильмы и спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной связи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение ребенка к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим людям, к действительности.