Татьяна Мельникова
Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29 «у лукоморья».
Доклад:
Игровые обучающие ситуации как средство воспитания
бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: мельникова Т. Р.
Саяногорск. 2016.
Игровые обучающие ситуации как средство воспитания
бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Согласно С. Н. Николаевой, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй момент, по мнению автора, связан с выработкой отношения детей к природе. Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у дошкольников бережного и внимательного отношения к природе, объектам растительного и животного мира.
Экологические игры – это средство экологического воспитания и образования, стимулирующее формирование познавательного, эмоционального и практического компонентов отношения детей к природе. Включение игры в процесс воспитания у старших дошкольников основ экологической культуры создаёт эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат. Экологические игры, вызывающие переживания детей не могут не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Преимущество игрового обучения перед традиционными занятиями очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания, у них формируются осознанно-правильное отношение к природе. Совместное исследование С. Н. Николаевой и И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой при внесения сюжетно-дидактической игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС).
Согласно С. Н. Николаевой, ИОС это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
1) Короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или литературного произведения хорошо знакомого детям;
2) Оснащения игрушками, атрибутикой;
3) Специально организованное игровое пространство и предметная среда.
В содержании игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты:
• Сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
• Игру проводит воспитатель, распределяет роли, исполняет сам роль, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
• Воспитатель руководит всей игрой;
• Насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и реализуется дидактическая цель.
Исследователи предлагают три типа ИОС:
• С использованием игрушек – аналогов, изображающих различные объекты природы;
• С использованием кукол, изображающих персонажи литературных произведений;
• Различные варианты игры «Путешествие».
Первый тип ИОС – главный смысл использования такого рода игрушек, по мнению авторов, состоит в сопоставлении живого объекта с неживым аналогом по самым разным моментам: внешнему облеку, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ним.
Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Важным является способ включения игрушки в занятие. Игрушка противопоставляется либо живому, либо его реалистическому изображению на картине.
Второй тип ИОС – литературный герой это персонаж с определенным характером и формой выражения, который используется не с целью развлечь, что куклы – персонажи (Незнайка, Карлсон, Доктор Айболит) на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы по изучению природы.
Третий тип ИОС - во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, в труде. В каждом случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают многие места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, экскурсантов, туристов. В ИОС этого типа большую помощь может оказать атрибутика.
Все типы ИОС требует от воспитателя подготовки : обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.
В нашем детском саду разработана воспитательно-образовательная система использования ИОС в воспитании бережного отношения к природе, включающаяся в занятия эколого-познавательного цикла в режимные моменты кукол персонажей: Карлсона и Айболита.
С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который любит и лечит всех животных, заботится о них. У Айболита есть чемоданчик, в котором много докторских принадлежностей. Айболит может выполнять важную для экологического воспитания функцию – показать образец правильного осмотра своих «пациентов»(растений и животных уголка природы, постановка диагноза, то есть определение состояния живых существ, их самочувствия на основе различных внешних признаков, способов лечения (выписывать рецепты с рекомендациями по уходу). Большую роль в развё ртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: белый халат, колпачок, очки и борода, символизирующие учености и доброту.
Карлсон знаком детям по книге Астрид Линдгрен и мультфильму. Литературно-биографические особенности этого персонажа состоят в следующем:
• Живёт на крыше, имеет пропеллер за спиной и летает, где хочет;
• Сладкоежка - очень любит варенье;
• Баловник – не видит ни чего плохого в том, что устраивает беспорядок;
• Ищет дружбу с мальчиком – ему одиноко;
• Смелый, и любит приключения.
Например, в работе над лексической темой «овощи, фрукты, грибы» детям предлагается игровая ситуация : Карлсон убирает урожай, где тут овощи, где фрукты, где вершки, где корешки. Карлсон собирает грибы в лесу: где съедобные, где несъедобные. При знакомстве с обитателями уголка природы мы используем следующую игровую обучающую ситуацию : Карлсон выращивает овёс, Карлсон заботится об обитателях уголка природы, Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений. Айболит лечит комнатные растения. При наблюдении за явлениями, происходящими весной, Карлсон рассказывает детям о птичьих гнёздах, а Айболит лечит аквариумных рыб.
Таким образом, необходимость получения знаний о природе и овладении способами их реализации в игре связывают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые эмоции и чувства. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.