Папки-передвижки

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Мельникова
Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 «у лукоморья».

Доклад:

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания

бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: мельникова Т. Р.

Саяногорск. 2016.

Игровые обучающие ситуации как средство воспитания

бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Согласно С. Н. Николаевой, первый момент, который объединяет игру и ознакомление с природой, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй момент, по мнению автора, связан с выработкой отношения детей к природе. Усвоение знаний о природе при помощи игры не может не оказать влияния на формирование у дошкольников бережного и внимательного отношения к природе, объектам растительного и животного мира.

Экологические игры – это средство экологического воспитания и образования, стимулирующее формирование познавательного, эмоционального и практического компонентов отношения детей к природе. Включение игры в процесс воспитания у старших дошкольников основ экологической культуры создаёт эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат. Экологические игры, вызывающие переживания детей не могут не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

Преимущество игрового обучения перед традиционными занятиями очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания, у них формируются осознанно-правильное отношение к природе. Совместное исследование С. Н. Николаевой и И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой при внесения сюжетно-дидактической игры в процессе ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС).

Согласно С. Н. Николаевой, ИОС это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

1) Короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или литературного произведения хорошо знакомого детям;

2) Оснащения игрушками, атрибутикой;

3) Специально организованное игровое пространство и предметная среда.

В содержании игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты:

• Сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;

• Игру проводит воспитатель, распределяет роли, исполняет сам роль, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой;

• Насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и реализуется дидактическая цель.

Исследователи предлагают три типа ИОС:

• С использованием игрушек – аналогов, изображающих различные объекты природы;

• С использованием кукол, изображающих персонажи литературных произведений;

• Различные варианты игры «Путешествие».

Первый тип ИОС – главный смысл использования такого рода игрушек, по мнению авторов, состоит в сопоставлении живого объекта с неживым аналогом по самым разным моментам: внешнему облеку, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ним.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Важным является способ включения игрушки в занятие. Игрушка противопоставляется либо живому, либо его реалистическому изображению на картине.

Второй тип ИОС – литературный герой это персонаж с определенным характером и формой выражения, который используется не с целью развлечь, что куклы – персонажи (Незнайка, Карлсон, Доктор Айболит) на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы по изучению природы.

Третий тип ИОС - во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра, присутствующая на занятиях, в наблюдениях, в труде. В каждом случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети посещают многие места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, экскурсантов, туристов. В ИОС этого типа большую помощь может оказать атрибутика.

Все типы ИОС требует от воспитателя подготовки : обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.

В нашем детском саду разработана воспитательно-образовательная система использования ИОС в воспитании бережного отношения к природе, включающаяся в занятия эколого-познавательного цикла в режимные моменты кукол персонажей: Карлсона и Айболита.

С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который любит и лечит всех животных, заботится о них. У Айболита есть чемоданчик, в котором много докторских принадлежностей. Айболит может выполнять важную для экологического воспитания функцию – показать образец правильного осмотра своих «пациентов»(растений и животных уголка природы, постановка диагноза, то есть определение состояния живых существ, их самочувствия на основе различных внешних признаков, способов лечения (выписывать рецепты с рекомендациями по уходу). Большую роль в развё ртывании игры с Айболитом выполняет атрибутика: белый халат, колпачок, очки и борода, символизирующие учености и доброту.

Карлсон знаком детям по книге Астрид Линдгрен и мультфильму. Литературно-биографические особенности этого персонажа состоят в следующем:

• Живёт на крыше, имеет пропеллер за спиной и летает, где хочет;

• Сладкоежка - очень любит варенье;

• Баловник – не видит ни чего плохого в том, что устраивает беспорядок;

• Ищет дружбу с мальчиком – ему одиноко;

• Смелый, и любит приключения.

Например, в работе над лексической темой «овощи, фрукты, грибы» детям предлагается игровая ситуация : Карлсон убирает урожай, где тут овощи, где фрукты, где вершки, где корешки. Карлсон собирает грибы в лесу: где съедобные, где несъедобные. При знакомстве с обитателями уголка природы мы используем следующую игровую обучающую ситуацию : Карлсон выращивает овёс, Карлсон заботится об обитателях уголка природы, Карлсон устраивает беспорядок среди комнатных растений. Айболит лечит комнатные растения. При наблюдении за явлениями, происходящими весной, Карлсон рассказывает детям о птичьих гнёздах, а Айболит лечит аквариумных рыб.

Таким образом, необходимость получения знаний о природе и овладении способами их реализации в игре связывают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые эмоции и чувства. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Публикации по теме:

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе Выступление. Самое главное - воспитать те нравственные силы ребенка, без которых он не может не делать добра, т. е. учить сопереживать.

Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников Игровые обучающие ситуации в системе экологического воспитания дошкольников. Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Спортивные игры как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту Виды спортивных игр, используемых в МДОУ :городки, элементы бадминтона, баскетбола, футбо­ла, хоккея, гандбола, регби, настольного тен­ниса.

Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ детский сад №83 общеразвивающего вида Винокурова Ольга Владимировна Театрализованная игра как средство нравственного воспитания детей.

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы Долгосрочный проект в младшей группе Тема: «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада.

Воспитание осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Тема экологического воспитания детей актуальна, так как в настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут.

Воспитание бережного отношения любви к природе посредством изобразительной деятельности Семинар- практикум Тема: «Воспитание бережного отношения любви к природе через изобразительную деятельность» Начинать экологическое воспитание.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 17:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые обучающие ситуации как средство воспитания бережного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельникова (УИ 262033) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД