Наталья Кучеренко
Программа «Патриотическое воспитание» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программа в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения складывающаяся черта характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, чувства к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом трудным, а подчас и невозможным.
Публикация «Программа „Патриотическое воспитание“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Для современного образования особое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, региона, страны. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно – просветительском направлении. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В настоящее время, благодаря инновационным процессам в образовании для педагогов дошкольных образовательных учреждений разработано множество различных парциальных программ патриотической
или гражданской направленности.
Отличие от остальных программ данного направления – это включение в программу регионального компонента, а именно блока «Мой край –Красноярский», в рамках которого дошкольники не только получают доступные им сведения о малой родине, но так же имеют возможность сравнить культуру русского народа с культурой коренных жителей Красноярского края. Познавая быт и традиции другого народа у дошкольников воспитываются чувства терпимости и принятия людей с другой культурой. Это является основой для развития толерантности, так необходимой современному человеку.
Цель программы : Формирование духовно-нравственной и социально- активной личности дошкольников 6-7 лет посредством ознакомления с родным краем, родной страной и богатством родной природы.
Задачи программы :
1. Формировать представления о Родине как месте где родился и живет человек:
- познакомить с культурным наследием русского народа (былины, сказки, фольклор, предметы быта).
- формировать представления о месте проживания семьи, об улице и городе, где живут дети.
- формировать представление об историческом происхождении России (страна, ее географическом положении, природных ресурсах, традициях русского народа, познакомить с государственными символами Российской Федерации.
- воспитывать уважение и интерес к месту, где живет ребенок, чувства долга
и любви к ближним, прививать чувство гордости за героическую историю своей родины.
2. Знакомить и приобщать детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений:
- дать представление об историческом происхождении, географическом положении, климатических условиях, природных ресурсах, традициях жителей и культурным наследием Красноярского края
3. воспитывать чувство уважения к традициям и особенностям национальной культуры коренных жителей Красноярского края.
- совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада
- знакомить с трудом сотрудников детского сада, социальной значимостью профессий педагогов, медицинских работников и обслуживающего персонала.
- развивать интерес и воспитывать уважение к труду взрослых, чувство сопереживания, желание помогать и заботиться о близких людях.
Содержание программы систематизируется по блокам
Блок «Мой дом, мой город – Ужур
• Блок «Мой Красноярский край
• Блок «Моя страна – Россия»
Программа предполагает проведение мероприятий обобщающего характера различной формы (По понедельникам слушанье гимна,поднятие флага РФ в общем холле детского сада викторины, КВН, тематические вечера, утренники, экскурсии, встречи с интересными людьми). Все содержание реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми или в качестве интеграции структурных компонентов НОД по разделам образовательной программы.
Содержание программы.
«Мой город»
Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города, по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория).
Воспитывать уважение и интерес к месту, где живет ребенок; подчеркивать значение окружающих предметов быта (одежда, игрушки и т. д.); обращать внимание на природное окружение.
Знакомить с географическим расположением города, его экономическим значением, социальной сферой.
Знакомить с историческим прошлым родного города - на материале легенд, преданий, экспонатов музея, рассказов старожилов.
Воспитывать желание сохранить чистоту, порядок в своем городе.
Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним. Рассматривать русские народные костюмы, старинные игрушки.
«Мой край»
В доступной форме знакомить детей с историческим прошлым и насто- ящим Красноярского края
Дать представление о его географическом расположении, природных ресурсах. Рассказать о климатических условиях как факторе, определяющем экономическое развитие края. Закреплять и расширять знания о родном
городе, знакомить с городами, населенного пунктами Ужурского района, края, их достопримечательностями.
Рассказать об истории развития Красноярского края, традициях ее коренных жителей.
Знакомить с культурным наследием Красноярского края (с произведениями поэтов, художников, музыкантов, фольклором, обрядами, ремеслами)
«Моя страна - Россия».
Формировать понятие родины как места, где человек родился (город, и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пони- манию: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей стра- ны. Знакомить с географическим расположением России, ее климатичес- кими поясами, природными ресурсами. Закреплять и расширять представления о географическом расположении Красноярского края, ресурсах и климатических условиях.
Дать представление о старинных русских городах (города –герои, го- рода - столицы, города - памятники, города - крепости, их достопримеча- тельностях.
Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа.
Знакомить с подвигами русских солдат.
Перспективный план по разделу «патриотическое воспитание» с учетом регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
Месяц Тема Программное содержание Совместная деятельность, связь с другими видами деятельности Дидактический материал Работа с родителями
Сентябрь «Моя страна
–
Россия
» Дать сведения о РФ, вызвать желание как можно больше узнать о России, в
которой живут дети. Воспитывать любовь к своему
народу. Чтение художественной литературы, беседа о городах России, о разных зданиях в них, беседа о таланте русского народа – русские песни, народные игры. Циферов «Россия», Ушинский «Наше Отечество», Пришвин «Охранять Родину». Фотовыставка «Где я отдыхал с родителями». Рисование
«Моя Родина», чтение
художественной литературы о Родине.
Октябрь «Истор ия возник новени я родног о города» Закрепить понятие детей о своей
маленькой Родине – городе
Ужуре.
Воспитывать уважение и чувство гордости за свой город. Целевая прогулка по ближайшим улицам : правила перехода через
улицу. Беседа о Красноярском крае, в котором живут дети.
Беседа о названиях улиц родного города. Постройка из конструктора любимой улицы. «Город на рекеЕнисей» (путешествие по
фотографиям и иллюстрациям). Стихи о
Ужуре, различные виды строительного
конструктора. Рисование на тему «Мой город». Изготовление панно
«Герб родного города».
Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать о
городе. Экскурсии по городу.
Ноябрь «Мой город» Закрепить понятие детей о своей
маленькой Родине – городе
Ужуре Развивать
любознательность и стремление изучить природу Красноярского края. Экскурсия по
близлежащим улицам, правила перехода через улицу. По плану
района найти то или иное здание (место). Из
строительного материала сделать постройку любого здания. Закреплять знания о памятниках родного города. Игра:
«Путешествие по родному городу». Составление
рассказов. Фотовыставка
«Ужур», стихи о
Ужуре. Дидактическое упражнение
«Угадай, где и кем я работаю». Стихи о городе. Игра «Кто, что делает». Альбом
«Мой край родной -Красноярский». Рассказ родителей о своей профессии. Прогулки по городу, познакомить детей с названиями улиц города.
Чтение сказок.
Декабрь
«Я, ты, он, она
–
вместе дружна я
семья» Дать понять о том, что в России живут люди разных
национальностей,
чем они отличаются друг от друга (языком, одеждой, обычаями, кухней, музыкой и т. д.) Знакомство с картой, глобусом. Закрепление знаний о природе страны. Рассматривание кукол в русской национальной одежде. Народные игры:
«Ручеек», и т. д. Куклы в
национальной
одежде (картинки). Игра «Я живу в России». Картины, иллюстрации, глобус, карта. Консультация «Я, ты, он, она
– вместе дружная семья». Подбор народных игр,
знакомство с ними. Рисование
«Национальный костюм».
Январь «Слава и гордост ь земли русско й» Дать детям понять о людях
прославлявших Родину, ученые, полководцы, художники, писатели и т. д. Чтение стихов, сказок русских поэтов и
писателей, рассматривание картин, изделия народных умельцев. Прослушивание русских композиторов. Выставка портретов
«Кто эти люди?» Дидактическая игра:
«Кому, что надо?» Игра «Пожарные»,
«Строители». Подготовка к выставке. Подбор материала. Советы родителям.
Февраль «Защит ники Отечес тва» Закреплять знания детей о Российской Армии, уточнить их представления о родах войск, вызвать желание быть
похожими на них, сильными и
смелыми. Чтение произведений о Российской Армии. А. Барто, Митяева, Леппа
«Звезда». Рисование
«Салют». Конструирование
«Застава». Досуг «Вот какой у ребят замечательный парад». Изготовление подарков папам. Произведения А. Барто «На заставе», Митяева
«Армия родная». Иллюстрации о родах войск. Игры
«Собери танк,
ракету», «Пароход» - разрезные картинки. Атрибуты к играм:
флажки, солдатки, пилотки,
бескозырки. Выставка рисунков
«Защитник Отечества».
Ширма, советы родителям, как рассказывать об Армии. Спортивное развлечение
«Вместе с папой».
Возложение цветов к памятнику.
Март «Наши мамы» Воспитывать доброе,
внимательное отношение к старшим,
стремление помогать им. Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле». Рассказы детей о
своей маме. Чтение стихов, песен о маме.
Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси и в старину.
Изготовление подарков. Репродукция «Мать и дитя». Фотографии мам. Чтение произведений о
маме, бабушке. Словесная игра
«Назови ласково»,
«Кто, где работает»,
«Подбери предмет». Викторина «Что ты знаешь о своих родителях». Выставка рисунков «Портрет мамочки».
Апрель «Голуб ая
планета
»
(о
космос е) Дать представление детям об освоении космоса. Какое это имеет значение (спутники связи,
метеорологи) Беседа о происхождении профессии, иллюстрации о космосе, планет,
космонавтов.
Конструирование
«Космический корабль», спортивное развлечение
«Мы – космонавты». Аппликация «Звездный Подбор картин, иллюстраций о космосе, планет, звездного неба.
Фотографии
космонавтов. Игра:
«Собери ракету,
самолет». «Кому, что надо» книга- Чтение художественной литературы о космосе, небе, планетах. Спортивное
развлечение «Мы
космонавты». Выставка иллюстраций о космосе.
ковер». Рисование «Ракета летит к звездам». Игра:
«Космонавты» энциклопедия.
Май «Этот день Победы
» Формирование патриотические чувства о боевых традициях.
Обогащать знания детей о великом и светлом празднике, вызвать желание побольше узнать о трудовых буднях наших воинов. Экскурсия и возложение цветов к памятнику воинам-интернационалистов, беседы о подвигах солдат во время Великой Отечественной Войны.
Рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций.
Чтение художественной литературы «Шел солдат по улице». Л. Касиль «Твои защитники». Подбор картин, иллюстраций к 9 мая.
Художественная литература: Л.
Касиль «Твои защитники», С. Баруздин «Шел по улице солдат».
Подбор песен военных лет и о войне. Настольные игры: «Кому, что надо», «Разрезные картинки».
Атрибутика к играм: млеем танкиста, бинокли, пилотки, грамзапись «Этот
день Победы». Экскурсия к Вечному огню. Высаживание цветов на алее детского сада. Оформление стенда.
Требования к уровню подготовки воспитанников.
Критерии Уровни
Высокий Средний Низкий
Полнота представлений Имеет полное представление, что такое Родина, гражданин Относительно полное представление о Родине Затрудняется с ответами, что такое Родина,
гражданин
Сформированность эмоциональных проявлений Эмоционально рассказывает о свой Родине, чувствах к ней Не достаточно эмоционально
рассказывает Эмоциональная
бедность рассказывания проявлений
Активность в решении проблем в вербальном и реальном уровне Бережно относятся к природе, памятникам культуры,
способны оценить действия и поступки других Не достаточное проявление заботы Отсутствие заботы, не
способны оценке других
Соблюдает и выполняет свои
права и обязанности. Способны оценить свои действия и других Относительное выполнение
своих прав и обязанностей (частичное) Не выполняет свои
права и обязанности, и оценивают других
4. Библиография.
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
2. Федеральный закон "Об основных правах ребенка в РФ",
3. Федеральная программа "Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в Российском обществе",
4. Юдина Г. Патриотическое воспитание - из опыта работы педагогов// Дошкольное воспитание. 2001. № 4,5