Получи документы

Музыкальная программа для дошкольников «Чарующие звуки Хомуса»

Алена Рожина
Музыкальная программа для дошкольников «Чарующие звуки Хомуса»
▼ Скачать + Заказать документы

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

«Чарующие звуки Хомуса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Чарующие звуки Хомуса» :

Теоретическая обоснованность, актуальность:

хомус – играет большую роль в просвещении подрастающего поколения, в его нравственном и интеллектуальном развитии.

Практическая значимость: практика доказало, что хомус инициирует стремление детей к прекрасному и становлению личности ребенка.

Публикация «Музыкальная программа для дошкольников „Чарующие звуки Хомуса“» размещена в разделах

Новизна - это создание в моей работе кружка «Звуки чарующего Хомуса». Использую в своей работе методики и теории знаменитых педагогов, виртуозов: Ивана Алексеева «ХомусУйбаан», Спиридона Спиридоновича Шишигина, итд

Воспитательная значимость - развитие способностей по видам народного музыкального творчества и освоение самобытной культуры.

Цель работы, это обучение детей в игре на Хомусе.

Задачи:

• Ознакомление с историей якутского национального инструмента Хомус;

• Овладеть первыми навыками игры на Хомусе;

• Учить различать звуки чарующегоХомуса.

5 образовательных областей ДО в соответствии ФГОС, которые используются:

Речевое развитие: артикуляционные методы, развитие органов речи и дыхания.

Познавательное развитие: знакомство с якутским национальным инструментом Хомус, с историей его создания…

Художественно-эстетическое развитие: выявление талантливых детей, развитие их способностей, участие в различных конкурсах и смотрах, умение выступать перед зрителями, сценическая культура.

Социально-коммуникативное развитие: пробуждение и развитие умения слушать, думать, способности создавать, развивать самовыражение.

Физическое развитие: входят развитие моторика рук и пальцев, дыхательное развитие, развитие полости рта, языка, горла.

Программа предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на одногодичное обучение. Группы обучающихся формируются по 8-10 человек. Состав группы должен быть постоянным. Формой работы воспитанниками является занятие, продолжительностью 30 минут, периодичность 1 раз в неделю. Содержание программы предполагается реализовать в объеме 34-х часов.

Ожидаемые результаты:

- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

- воспитание патриотизма, чувства любви к родному городу, родине, природе;

- проявление самостоятельности учащихся в решении художественных и творческих задач, умение претворять приобретенные знания на практике;

- осмысленное, эмоциональное исполнение выученных песен, вариации на хомусе;

- умение анализировать исполняемые произведения, иметь собственную оценку своей деятельности;

- обеспечение готовности к участию в разнообразных формах социально-культурной деятельности;

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом – это наблюдение преподавателем в ходе занятий, анализ подготовки и участие воспитанников на дошкольных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных сценических площадках, мероприятиях, конкурсах.

Учебно-тематический план (форма проведения групповая)

Тема занятия:

1. Ознакомление с историей национального якутского инструмента Хомус. Знакомство с коллективом.

Техника безопасности.

2. Знакомство с игрой на хомусе : артикуляционные методы, дыхание, развитие органов речи.

3. Беседа о гигиене певческого голоса.

4. Использование элементов сценической культуры. Движения под музыку.

5. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении.

6. Ритм, темп.

7. Музыкально-выразительные средства в музыке.

8. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней.

9. Подготовка к участию в концертной деятельности. Праздники и выступления.

ИТОГО:

общее количество занятий - 34ч. ;

Теория - 8,5ч. ;

Практика - 26,5ч. ;

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Ансамблевая игра - распространенная форма коллективного музицирования при музыкальном воспитании. Ансамблевая игра является промежуточным звеном между сольной и хоровой игрой. В ансамблевых занятиях каждому воспитаннику уделяется индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Тема 1. Ознакомление с историей национального якутского инструмента Хомус. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории создания Хомуса; техника безопасности-правила игры на хомусе.

Тема 2. Знакомство с игрой. Первоначальные навыки игры на Хомусе. Звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция: певческая установка и дыхание: посадка, положение корпуса, головы, артикуляция при игре; навыки игры; дыхание перед началом исполнения; одновременный вдох и начало игры; различный характер дыхания перед началом игры, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленно, быстро); различные приемы игры на хомусе (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без напряжения; преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования.

Тема 3. Беседа о гигиене певческого голоса: элементарные сведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного аппарата; о внутреннем строении голосового аппарата и взаимосвязи мышц вокруг связок с наружными мышцами рта и языка, обоснование необходимости расслабления мышц вокруг связок.

Тема 4. Использование элементов сценической культуры. Движения под музыку : обоснование необходимости соединения игры с движением без потери качества звука и без «сбивания» дыхания; работа над соединением игры на Хомусе с простейшими движениями: повороты головы и тела, подъемы согнутых в локтях и прямых рук, хлопанье в ладоши; исполнение с использованием необходимых движений (все движения должны быть естественными и исполняться без напряжения).

Тема 5. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов при игре; гласные и согласные, их роль в игре на Хомусе; взаимоотношение гласных и согласных в игре.

Тема 6. Ритм, темп: простые ритмические рисунки, темп - медленный, умеренный, быстрый.

Тема 7. Музыкально-выразительные средства в музыке : темп (медленный, средний, быстрый, динамика - нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата, тембр.

Тема 8. Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных виртуозов игр на Хомусе, детских и взрослых коллективов, а также посещают различные концерты, фестивали, конкурсы, участвуют на утренниках.

Тема 9. Подготовка к участию в концертной деятельности. Праздники и выступления: беседа о правилах поведения на сцене и за кулисами (во время собственного выступления не поворачиваться к зрителям спиной без постановочной необходимости, находиться максимально близко к авансцене и по возможности по центру сцены, не отвлекаться на передвижения в зале, шум за кулисами, свою одежду или прическу; во время выступления других детей не пробегать по сцене, не выглядывать из-за кулис, не шуметь за кулисами). Репетиции концертных номеров на сцене, с использованием необходимых технических средств и в концертных костюмах; участие во внутренних и внешних концертах, конкурсах и мероприятиях.

Методическое обеспечение программы

Для успешной реализации данной образовательной программы необходимо :

- педагог с музыкально – педагогическим образованием;

- отдельный кабинет, с открывающимся окном, для возможности выполнения дыхательных упражнений со свежим воздухом, 15 стульев;

- музыкальный инструмент Хомус;

- наглядные пособия по разделу «Первые навыки игры на Хомусе» и теме «Строение голосового аппарата»,

- музыкальный центр, (СD-R, CD-RW, MP-3, DVD, USB);

- аудиозаписи, методические разработки;

- музыкальный зал

- наличие сценических костюмов для выступлений.

Данная программа разработана на основе следующих принципов:

- от простого к сложному (принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством игры);

- дифференцированности и вариативности, что позволяет каждому ребенку начать обучение при любом уровне подготовки;

- связь теоретических знаний с применением их на практике.

- актуальности материала. Это выражается в разработке нового репертуарного плана, который тесно связан с календарными праздниками в детском саду и приложением к репертуару готовой оркестровой фонограммы современной аранжировкой (минусовой и плюсовой).

Таким образом, актуальность программы как раз и играет большую роль в просвещении подрастающего поколения, в его нравственном и интеллектуальном развитии, ощутить прекрасное в себе и окружающем, не теряя собственной индивидуальности.

Особенностью организации каждого учебного занятия является четко выраженная структура, включающая в себя 4 основных элементов:

- система упражнений по управлению звукоизвлечения игры на Хомусе, дыханием и артикуляционным аппаратом (применяются наглядные, словесные, практические и частично – поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, при исполнении педагогом музыкального материала)

- слушание и разучивание (на занятиях дети слушают новые разучиваемые звукоизвлечения в исполнении других коллективов и учатся анализировать их. Поэтапная работа над игрой на хомусе : овладение первыми навыками игры на хомусе, изучение мелодии, текста и ритма. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими (2-3) методами, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ игры на хомусе сопровождается беседой, иллюстрацией вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениями, куплетам).

- работа над исполняемыми детьми произведениями с использованием технических средств (фонограммы) и включением элементов ритмических движений (в работе над исполняемым произведением особое внимание нужно уделять раскрытию индивидуальности ребенка с одной стороны и умению работать в коллективе, слушая других, с другой стороны. Очень важно учить детей играть под сопровождением, под фонограмму, выполняя при этом танцевальные движения).

В ходе реализации программы особое внимание уделяется сценической подготовке. Каждый воспитанник соблюдает общие правила поведения на сцене и в зрительном зале:

- не выглядывать из-за кулис во время концерта;

- не ходить по сцене во время другого номера;

- не разговаривать и не шуметь за сценой и на сцене во время выступления;

- не передвигаться по зрительному залу во время выступления других участников концерта;

- бережно относиться к костюмам к музыкальным инструментам;

- научиться работать с микрофоном;

- воспитать у ребенка правильное отношение к удачам и промахам других ребят, внимательное и заинтересованное отношение к происходящему на сцене, умение с удовольствием слушать других.

Так же очень важно ребенку научиться относиться к сцене «с уважением» :

- отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления;

- научиться правильно, определять оптимальное место положения на сцене (центр сцены).

Таким образом, реализуется одна из самых важных воспитательных задач: привить ребятам толерантное отношение к другим детям, адекватное принятие чужих удач и понимание неудач научить их быть не только хорошими исполнителями, но и грамотными, внимательными слушателями и зрителями.

Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки

К концу первого года обучения ребенок знает:

- строение артикуляционного аппарата;

- строение Хомуса;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- правила поведения на сцене (не ходить по сцене во время другого номера, не разговаривать и не шуметь за сценой и на сцене во время выступления, не передвигаться по зрительному залу во время выступления других участников концерта, бережно относиться к костюмам.

Умеет:

- вдыхать необходимое для исполнения музыкальных фраз, небольшое количество воздуха животом (без сильного шума);

- играть разные вариации на хомусе;

- четко произносить согласные в конце фраз;

- одновременно с партнером начинать и заканчивать музыкальную фразу.

- играть выразительно, осмысленно.

Имеет навыки:

- играть в микрофон на стойке, не отворачиваясь;

-слушать и попадать в тональность и темп в игре на хомусе;

-свободно двигаться у микрофонной стойки;

-отработать выход и уход со сцены, поклон после выступления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А. С. Федоров «Кылыьах уескээьинэ». Якутск «Полиграфист», 1991

2. С. С. Шишигин «Хомус тардыыта». п. Покровск, Хангаласская улусная полиграфия, 1993

3. «Варган (хомус) и его музыка». Якутск, «Полиграфист», 1990

4. К. Д. Уткин «Чыычаахтаах хомус». Якутск «Полиграфист», 1990

5. Б. В. Асафьев «О музыкально-творческих навыках у детей»

6. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса». - М. 1983.

7. Орлова Н. Д., Добровольская Н. Н. «Что надо знать учителю о детском голосе». – М., 1972.

8. Щетилин М. «Дыхательная гимнастика» Стрельниковой. – Альманах «Ф и С: Золотая Библиотека Здоровья». – 1999. – Вып. 14

Репертуарный план

№ Название песни Авторы

Первая четверть

1. Тойук уонна туойарга уерэтии Петров Н. Е.

2. Саха орнаменнара Неустроев Б. Ф.

3. Дьеьегей ыьыа5а Федоров А. С.

4. Ебугэлэрбит олохторо дьаьахтара Саввинов Н. Е.

5. Саха ыьыа5ын библиографията ---

Вторая четверть

6. Олох дьаьах олуктарын алгыстара Афанасьев Л. А.

7. Чыыбы-чаабы чабыр5ахтар Илларионов В. В. хомуйуута

8. Курулэс-кургуем куннэргэ Зверев С. А. -Кыылуола

9. Сборник песен о г. Якутске Луговской П. Т.

10. Кэрэчээнэ. Ырыанньык Иванов И. Е. - Ороьуунускай

11. Хатыцнаах алааспар. Ырыанньык Данилова М. Т.

Третья четверть

12. Песни сердца. Сборник эвенских песен Степанов А. П.

13. Ба5а санаа баарыстара. Ырыанньык Стручков Т. Т.

14. Фольклорные танцы Якутии Лукина А. Г.

15. Алаа харах, анар кулгаах. Чабыр5ахтар Матахова М. Н.

Четвертая четверть

16. Кэнчээри ыччат ырыалара Парников В. С.

17. Кун – дьыл эргиирэ Павлов А. Н.

18. Причуды талантов Федорова В. Н.

19. Тойукка о5ону уерэтии методиката Федорова Г. Т.

21. Хомуска о5ону уерэтии методиката Сысолятина З. Г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкальная композиция «Танец зайчиков» для младших дошкольниковМузыкальная композиция «Танец зайчиков» для младших дошкольников «Танец Зайчиков» Весёлая, задорная композиция для детей 4 – 5 лет. Музыкальное сопровождение – Полька «Добрый жук» музыка А. Спадавеккиа.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конкурсная программа «Моя мамочка и я — пара музыкальная» к Дню матери в старшей группе Под веселую музыку входят в зал дети и останавливаются полукругом, входят мамы и под аплодисменты детей рассаживаются на свои места по кругу,.

Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников»Консультация для педагогов «Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников» Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика.

Литературно-музыкальная программа «И помнит мир спасенный…» ВидеоЛитературно-музыкальная программа «И помнит мир спасенный…» Видео В моём блоге я совсем недавно поделилась впечатлениями праздника проведённого в детском саду. Но не менее ответственный и грандиозный праздник.

Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Музыкальная почта»Музыкально-дидактическая игра для дошкольников «Музыкальная почта» Предлагаю вниманию коллег музыкально-дидактическую игру "Музыкальная почта". Играть в неё можно с детьми разного дошкольного возраста.

Занятие по рисования в подготовительной группе ко Дню Хомуса нетрадиционным методом штампования и оттиска картофелемЗанятие по рисования в подготовительной группе ко Дню Хомуса нетрадиционным методом штампования и оттиска картофелем «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад «Орончикан» с. Жиганск» «Методическая разработка занятия по изобразительному.

Программа образовательных практик «Музыкальная семерка»Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» I. Пояснительная записка Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» (на основе игрового пособия «Первый дар Фребеля») разработана.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Занятие по развитию фонематического слуха в средней группе «Звуки вокруг нас, или Неречевые звуки»Занятие по развитию фонематического слуха в средней группе «Звуки вокруг нас, или Неречевые звуки» Цель: -Закрепить названия органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы; верхние и нижние зубы; кончик языка.) -Воспитывать у детей слуховое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная программа для дошкольников «Чарующие звуки Хомуса»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 05:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная программа для дошкольников «Чарующие звуки Хомуса»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Рожина (УИ 3063084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД