Елена Юрьевна Шайхелисламова
Программа образовательных практик «Музыкальная семерка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» (на основе игрового пособия «Первый дар Фребеля») разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
• Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204, федеральный национальный проект «Образование» .
Публикация «Программа образовательных практик „Музыкальная семерка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
• ФГОС дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
• Устав МКДОУ.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 ставит перед образованием задачу: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. В целях выполнения поставленной задачи правительством был создан Федеральный нацпроект «Образование», который включает в себя 10 региональных проектов, в том числе и проект «Успех каждого ребенка».
В целях реализации данного проекта в МКДОУ «Кишертский детский сад №4» была создана общеразвивающая образовательная среда, направленная на всестороннее, гармоничное развитие детей.
Образовательная деятельность дошкольников строится с учетом развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей и интересов, образовательных потребностей участников образовательных отношений, которые так же реализуются через систему краткосрочных образовательных практик.
Данная программа направлена на выявление, поддержку и развитие талантливых детей старшего и подготовительного возраста с различными способностями, а также с учётом возможностей и состояния здоровья детей, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития. Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 г. р. -1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте. Он первый, кто рассмотрел игру как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, так называемые «Дары Фребеля».
Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» создана на основе игрового пособия «Первый дар Фрёбеля». Это пособие представляет собой текстильные мячики семи цветов (по цветам радуги). В набор входят 7 мячиков с веревочками разной длины и 7 без веревочек. Используя мячики Фрёбеля, дети имеют возможность познакомиться с основами нотной грамоты, которая пригодится им при игре в оркестре детских музыкальных инструментов. Программа «Музыкальная семерка» позволяет познакомить детей с названиями нот, соответствие цвета определенному названию ноты, длительностями нот и их написанию на нотном стане. Она также развивает у детей музыкальные способности, расширяет их музыкальный кругозор, а также развивает речь, внимание, память, творческое мышление и коммуникативные навыки. Обучение по данной программе дает возможность создания в дошкольном учреждении оркестра детских музыкальных инструментов.
Дети, посещающие краткосрочные образовательные практики по данной программе, освоив музыкальную грамоту и игру в оркестре, самореализовываются, выступая на праздниках и развлечениях. Такие выступления позволяют им ощущать себя талантливыми и успешными, что поможет им в дальнейшем обучении в школе.
Цель программы: Выявление, поддержка и развитие детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Познакомить детей с основами нотной грамоты с использованием игрового пособия «Первый дар Фрёбеля».
2. Помочь детям освоить игру на металлофонах по нотам.
3. Создать детский оркестр музыкальных инструментов.
4. Развитие у детей творческих и музыкальных способностей.
II. Содержание программы
Программа «Музыкальная семерка» расчитана на два года обучения: старшая дошкольная группа (5-6 лет) и подготовительная дошкольная группа (6-7 лет). Состоит из цикла занятий краткосрочных образовательных практик, которые проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут.
В первый год обучения, используя мячики Фрёбеля, дети знакомятся:
• с понятием «Волшебное число 7»: 7 цветов радуги, 7 дней недели, 7 чудес света, 7 нот, каждая из которой соответствует определенному цвету;
• с названиями нот, цветом нот;
• с длительностями нот (короткие, длинные);
• с понятиями «нотный стан», «скрипичный ключ», «пауза», «реприза», «соло»;
• с расположением нот на нотном стане;
• с расположением нот на металлофоне; с приемами игры на металлофоне одной рукой и основами игры по нотам (на примере простейших попевок).
Во второй год обучения с помощью мячиков Фрёбеля решаются более сложные задачи:
• закрепление знаний о расположении нот на нотном стане;
• закрепление знаний длительностей нот, знакомство с длительностями: восьмые, четверти;
• исполнение более сложных попевок по нотам на металлофонах подгруппами;
• освоение игры на металлофоне двумя руками;
• создание оркестра детских музыкальных инструментов, формирование умения делиться на группы инструментов.
Все поставленные задачи на начальном этапе выполняются с помощью мячиков Фрёбеля и различных приемов игры с ними: развешивание мячиков-нот на подставке для закрепления длительностей нот; выкладывание на подставке простейших попевок мячиками соответствующей длинны; ознакомление и закрепление расположения нот на нотном стане, используя пособие «Нотный стан» и мячики на липучках.
Первый год обучения включает цикл занятий краткосрочных образовательных практик, которые проводятся ежемесячно 2 раза в неделю. Каждый КОП имеет свое название и индивидуальные цели и задачи, которые помогут достигнуть цели и решить задачи, поставленные данной программой.
Второй год обучения также состоит из КОПов, проводимых ежемесячно. Но уже ко второму полугодию дети формируются в оркестр и увлекаются занятиями в оркестре, исполняя классические произведения не только на металлофонах, но и на треугольниках, хроматических и диатонических колокольчиках, бубнах и т. д.
Программа предполагает создание методических пособий, которые помогут детям быстрее и в более интересной форме освоить основы нотной грамоты и игру в оркестре. Это такие пособия, как: «Музыкальная семерка» - знакомит детей с магическим числом 7, а также названиями нот и их цветовой гаммой; «Веселые нотки» - попевки на каждую ноту звукоряда, что позволяет закреплять названия нот, а также научиться выкладывать попевку мячиками, затем исполнять ее на металлофоне; «Нотный стан» - пособие, которое знакомит детей с понятиями «скрипичный ключ», «нотный стан» и позволяет детям с помощью мячиков запомнить расположение нот на нотном стане; «Музыкальный коврик» - пособие для музыкальной подвижной игры с использованием мячиков. Кроме того, в наличии необходимо иметь мячики Фрёбеля без веревочек, с веревочками различной длинны, на липучках, мячики-нотки для закрепления названия нот и пропевания звукоряда.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Виды организации детей: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
III. Ожидаемые результаты
Программа «Музыкальная семерка» на основе первого дара Фрёбеля позволит увлечь детей изучением нотной грамоты, освоением ими таких понятий, как: ноты, длительности, пауза, реприза, скрипичный ключ, нотный стан. Благодаря данной программе дети уже в дошкольном возрасте освоят написание нот на нотном стане, а также поможет им легко овладеть приемами игры на металлофоне по нотам.
Дети, занимающиеся по данной программе на занятиях краткосрочных образовательных практик, будут иметь возможность научиться играть в детском оркестре, что поможет им развить творческие и музыкальные способности, а также коммуникативные навыки.
Выявление талантливых детей на ранних возрастных этапах – одна из задач, которые ставят перед собой педагоги дошкольного образования.
Часто талантливые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. И наоборот, дети, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в старшем возрасте. Программа «Музыкальная семерка» работает на выявление детей с незаурядными музыкальными способностями и способствует развитию личности дошкольников, их индивидуальности, творческих способностей, формирования потребности развиваться на протяжении всей жизни.
Используемая литература:
1. Национальный проект «Образование», утвержденный 24.12.2018г.
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
3. ФГОС дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155.
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».