Квасникова Аделя
Картотека по речевому развитию по дарам Фрёбеля
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Направление: обогащение активного словаря.
«Где что можно делать»
Содержание работы: активизировать в речи употребления глаголов, соответствующих определенной ситуации. Развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Публикация «Картотека по речевому развитию по дарам Фрёбеля» размещена в разделах
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой.
(Лес)
Лес на берегах стоит,
Под мостом она бежит,
И течёт вода куда-то,
Догадались Вы, ребята?
Умолчу ответ пока,
Под мостом течёт.
(Река)
Используемые материалы Наборы № 1, 9, J1
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное»
Описание игры: воспитатель предлагает детям сначала разгадать загадки. После чего начинает задать вопросы. Дети, отвечая на них, подбирают глаголы определенно лексико – семантической группы.
Например:
Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать ягоды, грибы, охотиться, слушать пение птиц.
Что можно делать на реке? – Купаться, нырять, загорать, ловить рыбу, кататься на лодке.
Что делают в магазине? – Покупают, продают, взвешивают, заворачивают.
Модификации игры:
1. Детям предлагается выложить из наборов реку, деревья, дом и т. д.
2. Предлагается организовать совместную поездку с родителями на природу.
3. Дети не только рассказывают, но и показывают действия.
Направление: развитие речевого творчества.
«Кто больше увидит и назовет»
Содержание работы: развивать умение выделять и называть части и
признаки игрушки. Развитие познавательной активности, внимания, воображения.
На большом диване в ряд
Куклы разные сидят.
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок,
И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
Используемые материалы Наборы № 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,J1,J2
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное»
Описание игры: Воспитатель рассказывает, что к нам пришла в гости кукла Оля. Кукла любит, когда ее хвалят. И детям нужно будет сказать, что есть у Оли – какое платье, носочки, туфельки, волосы, глазки. Кукла будет раздавать разноцветные флажки. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит. Воспитатель говорит: «У Оли – светлые волосы». Оля дает мне голубой флажок. А теперь Вы расскажите про Олю.
Модификации игры:
1. Дети собирают из наборов куклу.
2. Дети собирают флажки тех цветов, которые им дала кукла.
Направление: развитие речевого творчества.
«Разноцветный сундучок»
Содержание работы: учить ориентироваться на окончание при согласовании
слов в роде. Развитие познавательной активности, внимания, воображения.
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну – ка, Оля, загляни,
Вынь картинку, назови.
Используемые материалы Наборы № 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,J1,J2
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное»
Описание игры: На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки (яйцо, кольцо, платье, яблоко, полотенце, пуговица, пирамидка, матрешка, лопата и др. – по числу детей). Воспитатель читает стихотворение. По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яйцо? Какая матрешка?». Вопросительное местоимение согласовывается с существительным и помогает ребенку правильно определить его родовую принадлежность.
Если на картинке изображены два – три предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение образования форм именительного падежа множественного числа существительных.
Модификации игры: детям предлагается выложить из наборов ту картинку, которую они вытащили из шкатулки.
Направление: владение речью, как средством общения и культуры.
«Домик для зверят»
Содержание работы: активизировать употребление в речи названия
детенышей животных. Развитие диалогической речи, коммуникативных навыков,
умения сотрудничать, договариваться друг с другом; реализация самостоятельной
конструктивной деятельности детей.
Домик выстроен в лесу.
Мышку он вместил, лису,
и лягушку, зайку, волка.
А медведь пришёл без толку –
Мишка в домик влезть не смог –
развалился «Теремок».
Используемые материалы Наборы № 2,3,4,5,5в,5р,6,J1
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное»
Описание игры: на столе стоит поднос с игрушками, изображающие детенышей животных: мышат, лягушат, зайчат, бельчат, утят и т. д. (по количеству детей). Воспитатель говорит: «К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик. Хотите? Выберите для кого будете строить домик и попросите правильно: «Дай мне, пожалуйста, утенка» или «Дай мне, пожалуйста, бельчонка». Ребенок получает игрушку, если правильно назвал детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово и просит повторить его.
Модификации игры: детям предлагается выложить из наборов домик для зверят.
Направление: обогащение активного словаря.
«Олины помощники»
Содержание работы: упражнять в образовании форм третьего лица множествен –
ного числа глаголов. Развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики,
развитие игровой деятельности.
Оля весело бежит,
Скачет по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле…НОЖКИ!
Оля слушает в лесу
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле…УШКИ!
Оля ягодки берет
По две, по три штучки,
А для этого нужны
Нашей Оле…РУЧКИ!
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки,
А для этого нужны
Нашей Оле…ЗУБКИ!
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле…ГЛАЗКИ!
(Екатерина Карганова)
Используемые материалы Наборы № 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,J1,J2
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»
Описание игры: Воспитатель рассказывает, что в ним в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Совместно с воспитателем строим из наборов куклу Олю. После прочтения стихотворения задает вопросы: «Кто твои помощники? Что они умеют делать?». Например: Вот кукла идет (показывает на ноги). Это что? Ноги. Да, помощники Оли – ноги. Что они делают? (Ходят, бегут, прыгают, скачут, танцуют, едут). Руки… (берут, кладут, держат, моют, рисуют, вырезают, наклеивают) и т. д.
Модификации игры:
1. дети не рассказывают, а показывают, что мы можем делать руками, ногами, глазами и т. д.
2. детям предлагается собрать куклу из наборов.
Направление: обогащение активного словаря.
«Добавь слово»
Содержание работы: учить дополнять предложения с пропущенными глаголами,
Находить нужное слово по смыслу высказывания.
Мы поможем нашей маме,
уберё м квартиру сами:
перемоем всю посуду,
чистота будет повсюду.
Будет чист на кухне стол,
вытрем пыль, помоем пол.
Уберём свои игрушки,
куклы, книги, безделушки.
Нужно маме помогать -
все должны об этом знать.
Маме будет так приятно,
разве это не понятно?
(Галина Тютюгина)
Используемые материалы Наборы № 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10,J1,J2
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Социально-коммуникативное»
Описание игры: Воспитатель начинает игру со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать.
– К нам в гости пришел Гена (кукла). Он тоже очень любит могать родным: маме, папе, бабушке, дедушке. А что умеет делать Гена, мы сейчас угадаем.
Гена начинает предложение:
– Я умею постель … убирать (глагол подбирают дети, отвечают хором).
Я умею пол … (подметать)
Я умею пыль … (вытирать)
Я умею посуду … (мыть, полоскать)
Я умею цветы … (поливать)
Я помогаю стол … (накрывать)
Я помогаю тарелки … (расставлять)
Я помогаю крошки … (сметать).
Модификации игры: предложить детям накрыть стол, выложив из наборов тарелки, чашки, ложки.
Направление: владение речью, как средством общения и культуры.
«Лохматый пёс»
Содержание работы: закреплять умение соотносить действие со звучащим
словом.
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что-то будет? (А. Барто)
Используемые материалы Наборы № 7, 11
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными
областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»
Описание игры: Среди детей выбирают ребенка, который будет изображать пса. Он ложиться на травку (коврик) и притворяется спящим. Дети на цыпочках гурьбой подходят к псу и рассказывают стихотворение. После этого один из детей «будит пса» (легко дотрагивается до ребенка). «Пёс» просыпается, рычит, лает, а затем бежит за детьми и догоняет их.
При повторении игры, нового «пса» можно выбрать с помощью считалки.
Модификации игры:
1. Дети по очереди становятся ведущими.
2. Детям предлагается построить будку для пса.