Ольга Таныгина
Автоматизация звуков в игровых упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы
Звукопроизношение — это процесс воспроизводства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы. При логопедической работе ребёнку удаётся поставить звуки, но автоматизировать их в речи ребёнок не может очень долгое время. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Публикация «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» размещена в разделах
Существуют требования к речевому материалу, который подбирает логопед:
в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков; в подобранном лексическом материале не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков; в первую очередь звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине, лексический материал должен быть понятен и доступен ребенку; смысловой речевой материал должен преобладать над чисто слоговыми упражнениями.
Дошкольники при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Такие ошибки встречаются у детей не только с общим недоразвитием речи, но и у детей без сложной речевой патологии.
В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, что создает предпосылки для формирования навыков учебной деятельности.
Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество, называя его после пересчета и итогового обобщения движения рукой. Педагог воспитывает умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.
Упражнение «Закончи предложение»
В доме живет много… (людей).
В большом доме много… (окон, дверей).
В зоопарке много… (животных).
В море много… (воды, водорослей, рыб).
Летом на деревьях много… (листьев).
В конюшне много… (лошадей).
Много в курятнике… (кур).
В лесу много… (деревьев).
У ежа много… (иголок).
Физкультминутка
Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Мы наклонимся сейчас, сколько зайчиков у нас.
Мы присядем столько раз, сколько розочек у нас.
Топнем ножкой столько раз, сколько треугольников у нас.
Потянулись столько раз, сколько ракушек у нас.
Прямой и обратный счёт
При автоматизации звуков часто используем прямой и обратный счёт. Например, автоматизируя звук «Ч» считаем с опорой на наглядность: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек и обратно.
Ребёнок должен следить за своим произношением, правильно называть числовой порядок, правильно согласовывать числительное с существительным, изменять окончания.
Посчитай и сравни
Более усложнённый вариант – это посчитать и сравнить. Постараться выяснить, на сколько больше тех или иных предметов или определить их равенство.
Настольные логопедические игры
Ребёнок выполняет задание: определяет место звука в слове, количество слогов, составляет предложение с этим словом…
Подсчёт слогов и звуков в словах
Подсчёт может проводиться хлопками, в уме, с опорой на кассу цифр и т. д. Занимаясь с данными пособиями по автоматизации звука, ребёнок подсчитывает количество слогов в слове, сопоставляет это число с образом цифры, находит цифру и помещает её на картинку.
При обучении детей счету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Ракушки».
Цель – автоматизировать звуки «Р» и «Ш», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Бабочки»
Цель – автоматизировать звук «Ч», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Розовые розы»
Цель – автоматизировать звуки «Р» и «З», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными и прилагательными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Красные розы»
Цель – автоматизировать звуки «Р» и «З», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными прилагательными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Жёлуди»
Цель – автоматизировать звуки «Ж» и «Л», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Листочки»
Цель – автоматизировать звуки «Ль» и «Ч», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Мышата»
Цель – автоматизировать звук «Ш», формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Упражнение «Красные треугольники»
Цель – автоматизировать звуки «Р», «Рь», «С», «Ль» формировать слоговую структуру слова, закреплять согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе.
Автоматизация звука – достаточно длительный процесс, который нельзя спрогнозировать по срокам. Поэтому в копилке логопеда должно быть достаточное количество наглядно-дидактического материала и игровых приемов, чтобы превратить этот процесс в увлекательную игру. Ведь только положительная мотивация приведет к желаемому результату.