Ирина Галицкая
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в логопедической работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Ежедневные занятия по автоматизации звуков, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению эффективности.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех компонентов речи, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Одним из направлений в коррекционно - развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей образовательного процесса. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния». Мы с большим интересом изучили труды и исследования профессора, доктора педагогических наук Архиповой Елены Филипповны, и решили применять данные технологии в своей коррекционной работе.
Целью нашей работы явилось повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников
Задачи:
• уточнить артикуляцию гласных звуков;
• закрепить и ввести звуки в речь;
• улучшить просодическую строну речи;
• предупредить артикуляторно-акустическую дисграфию;
• отработать переключаемость артикуляционных поз в модулях;
• развивать мелкую моторику;
• развивать память, произвольное внимание и межполушарные взаимосвязи.
Тактильно-кинестетическая стимуляция необходима в случаях если поставленные звуки не автоматизируются, если нарушена просодия и внятность речи, нарушены тонкие движения пальцев рук.
Тактильно-кинестетическая стимуляция поддерживает положительный эмоциональный настрой, помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, формирует навык самоконтроля, который является гарантом успешного результата.
Начинаем работу с уточнения произношения гласных, так как на их основе легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата. Именно гласные дают лучшую разборчивость речи. При утрированном произнесении гласных звуков в определенной последовательности, рекомендуется поочередно осуществлять прижатие подушечек пальцев обеих рук к колючему коврику-тренажёру.
Утрированное произнесение гласных звуков сочетается с одновременным прижимом пальцев к коврику-тренажеру:
А – Большой палец;
О – Средний палец;
У – Указательный палец;
Ы – Безымянный палец;
Э – Мизинец.
Но всё-таки прежде, чем приступить к кинестетической стимуляции, мы обучаем детей утрированно произносить гласные звуки с помощью биоэнергопластики, когда движения рук могут имитировать движения органов артикуляционного аппарата.
А - ладони вперёд
У – зажали кулаки
О – жест «оккей»
И – «тянем ниточку»
Ы – ладони в стороны
Э – ладони от себя вперёд
Если мы ребёнку сразу дадим колючие коврики, то ребёнок для зрительного контроля пальцев рук опустит лицо вниз, и мы не сможем проконтролировать утрированное произнесение гласных звуков.
Вводим зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
Также на начальном этапе ребёнку предлагаем обвести свои пальцы карандашом и получаем «ладошки - подсказки». Каждому пальцу присваиваем гласный звук. Этот тренажёр помогает ребёнку быстрее закрепить соотнесение пальцев и букв.
И наконец, подключаем наши колючие тренажеры-коврики для тактильно-кинестетической стимуляции. Стимуляцию осуществляем прижатием подушечек пальцев к тренажеру, имеющему поверхность «колючей травки» с одновременным четким произнесением гласных звуков в разной последовательности.
Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких афферентаций в кору головного мозга, где проходит анализ этих кинестезий. Движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков.
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к тренажеру переходим к уточнению артикуляции согласных звуков в слогах и звукосочетаниях согласно одиннадцати модулям предложенными Еленой Филипповной Архиповой.
Также, Елена Филлиповна Архипова утверждает, что данная система предупреждает и преодолевает артикуляторно-акустическую дисграфию. Редуцированное произнесение гласных и нечеткое, смазанное произнесение согласных звуков отражается на письме в виде пропусков гласных звуков, замен гласных звуков на другие гласные звуки. Часто отмечаются замены и пропуски согласных при их стечении.
Предлагаемая система упражнений, предусматривающая утрированную артикуляцию гласных и согласных звуков, способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев обеих рук по тренажеру подкрепляют моторные образы звуков.
Таким образом, формируются связи фонемы, артикулемы, графемы и кинемы, что способствует преодолению артикуляторно-акустической дисграфии.
Работа в данном направлении проводилась в течение 6 месяцев. На начальных этапах и в конце проведена диагностика звукопроизношения по бальной методике Е. Ф. Архиповой. Благодаря которой мы отметили, что значительно улучшилось произношение автоматизируемого звука как изолированно, так и в слогах, в словах, в словах сложной слоговой структуры и в тексте.