Получи документы

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах

Виктория Балашова
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах
▼ Скачать + Заказать документы

I. Тема урока: "Звук Р". (1-2 класс)

II. Цель урока: правильное произношение звука «Р» в предложениях и тексте.

III. Задачи урока:

1) автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях и тексте;

2) развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов и слов со звуком [Р];

3) развивать умение использовать в процессе произношения различную силу голоса;

4) совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р]“ в 1–2 классах» размещена в разделах

5) формировать навык фонемного анализа слов и слогового анализа и синтеза слов;

6) развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений, а также понимания прочитанного;

IV. Оборудование:

Предметные картинки: барабан, гитара, труба, арфа, рукавица, руль, русалка, роза, радуга, топор, ранец, рыба, мухомор, сыр, баранка, караван, шар, корона, таракан, марка, гармонь, картина, фартук, барсук, горка, форма, торт, корм, шорты, шнурки, огурцы, урна, куртка, рама, роза, рука, горы, борода, а также арбуз, ширма, карман, парта, трава, труба, дракон, графин-разрезанные на две части.

Карточки со слогами: РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР, АР, ОР, УР. Буквы Р.

Фотографии и надписи к ним «У Рады розовые розы», «У Рады красные розы», «Ира ест мороженое», «Ира ест пирожное», «Вера собирает помидоры», «Вера собирает огурцы», «Рая кормит кур», «Рая кормит кролика».

У Рады розовые розы. У Рады красные розы.

Ира ест мороженое. Ира ест пирожное.

Вера собирает помидоры. Вера собирает огурцы.

Рая кормит кур. Рая кормит кролика.

Индивидуальные схемы слогового анализа слов, магнитно-маркерная доска, магниты, зеркала, игрушка рак.

V. Речевой материал:

1. Загадка:

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

2. История:

Жил в подводном городе рак, с рыбами дружил, ходил в гости к карасю. Но однажды ему стало грустно и скучно в родном городе и рак отправился к нам в школу.

По дороге рак проползал мимо цирка и услышал звуки музыкальных инструментов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА. Но несмотря на то, что мелодии очень понравились, рак Рок поспешил на наш урок.

3. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

4. Слова для развития фонематического восприятия: КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

5. Слоги для автоматизации и развития интенсивного компонента интонации: РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

6. Текст:

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в класс пришёл гость. Для того, что бы узнать кто он необходимо отгадать загадку.

Кто на дне реки во мРАКе

Затевает вечно дРАКи?

Чьих клешней боится враг?

Кто гуляет задом?

Логопед: Ребята, так кто же будет сегодня заниматься с нами? Правильно, рак! И зовут нашего рака Рок.

2. Подведение к теме урока.

Логопед: Жил в подводном гоРоде Рак, с Рыбами дРужил, ходил в гости к каРасю. Но однажды ему стало гРустно и скучно в Родном гоРоде и Рак отправился к нам в школу.

По доРоге Рак пРоползал мимо циРка и услышал звуки музыкальных инстРументов. Это были БАРАБАН, ГИТАРА, ТРУБА и АРФА (Логопед произнося слова акцентирует звук [Р] и прикрепляет к магнитной доске соответствующую картинку). Но несмотря на то, что мелодии очень понРавились, Рак Рок поспешил на наш уРок.

Логопед: Кто из вас самый внимательный и заметил, какой звук мы слышали часто? В названии каждой картинки он есть. Молодцы ребята.

Логопед сообщает тему урока: «Звук [Р]».

3. Развитие фонематического восприятия

а) дифференциация на слух звука [Р] в слогах.

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить разные слоги, а вы поднимайте букву Р, если услышите слог со звуком [Р].

СА-ЗА-РА-ЛА-ЛЭ-СЭ-РЭ-КЭ СО-РО-ЛО-ЗО-МУ-СУ-ЛУ-РУ

б) дифференциация на слух звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а что вы поднимите, если услышите слово со звуком Р? Правильно, букву Р!

КОМ, ДОМ, ЛОМ, РОМ, НОЖКИ, МОШКИ, ЛОЖКИ, РОЖКИ, КОЗА, РОЗА, ЛОЗА, ЛОЖЬ, РОЖЬ, НОЖ

4. Характеристика звука.

Логопед: Наш рак Рок совершенно не умеет произносить звук Р, как хорошо, что он пришёл в школу! Давайте его научим? Расскажите Року какой звук Р.

(Один из учеников дает характеристику звука : согласный, твердый, звонкий. Затем еще несколько учеников повторяют это.)

5. Артикуляционная гимнастика.

*Что бы не перегружать урок можно просто сделать артикуляционную гимнастику см. сноску в конце текста.

Логопед: Я расскажу Року сказку про язычок, а вы помогайте мне и выполняйте движения.

(Дети достают индивидуальные зеркала и выполняют упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука).

Проснулся язычок рано утром. Зевнул, широко открыв рот и отправился завтракать.

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так.

(Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта).

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл.

(Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы).

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так.

(Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком).

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы.

(Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть).

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так.

(Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”).

6. Уточнение артикуляции звука.

Логопед: Кто из вас помнит в каком положении должны находиться губы, зубы и язычок при произнесении звука [Р] ?

(Проводится уточнение артикуляционного уклада звука [Р] и его произношение несколькими учениками и всем классом).

7. а) Автоматизация звука в слогах+ работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Ребята, повторите произнесенный мною ряд слогов сначала шёпотом, а затем с каждым слоговым рядом прибавляя силу голоса.

РА-РА-РА; РЫ-РЫ-РЫ; РО-РО-РО;

АР-АР-АР; УР-УР-УР; ЕР-ЕР-ЕР;

АРА-АРА-АРА; УРУ-УРУ-УРУ; ОРО-ОРО-ОРО;

б) Работа над структурой слогов со стечением согласных. + работа над развитием интенсивного компонента интонации.

Логопед: Я буду хлопать в ладоши то громко, то тихо. Если я хлопаю тихо, то вы проговариваете слог, напечатанный на карточке, тихо, если хлопаю громко, то проговариваете громко. Сначала, а потом все вместе.

РКА, РНО, ТРУ, КРЫ, ОРТ, АРС, УТР, ИКР

7. Физкультминутка

Логопед: Дети, давайте представим, что сами мы раки.

- Как хватает рыбу рак? (Пожимают плечами)

- Да клешней своей - вот так! (Двумя пальчиками изображается движение клешни рака)

- Манит он своей клешнею:

- "Пощипаемся с тобою!" (Щипают себя за щеки, руки)

8. Автоматизация звука [Р] в словах.

Логопед: Ребята, у рака Рока есть любимая считалка, давайте произнесем её опираясь на картинки?

(Логопед показывает детям картинки и произносит с ними первые два три слова, затем дети самостоятельно (хором) произносят названия картинок.)

Вот со звуком [Р] считалка :

Рукавица, руль, русалка,

Роза, радуга, топор,

Ранец, рыба, мухомор,

Сыр, баранка, караван,

Шар, корона, таракан.

Логопед: Ребята, встретились ли вам не знакомые слова? (Логопед поясняет значение таких слов как рукавица, караван).

Логопед: Дети, на доске нарисованы схемы, где находится звук Р в начале, середине или конце слова. Прикрепите эти слова под соответствующими схемами.

б) Работа над структурой слов со стечением согласных.

Логопед: Ребята, а сейчас я вам покажу картинки, один из вас будет называть это слово, а остальные повторять и поднимать карточку с тем сочетанием звуков, который слышат в этом слове.

Ар: марка, гармонь, картина, фартук, барсук.

Ор: горка, форма, торт, корм, шорты.

Ур: шнурки, огурцы, урна, куртка.

в) Работа над структурой слов со стечением согласных. +слоговой синтез.

Логопед: Ребята, посмотрите, а эти карточки у меня порвались, помогите найти половинки слов.

ар-буз, шир-ма, кар-ман, пар-та

тра-ва, тру-ба, дра-кон, гра-фин

• если позволяет время, то можно поработать над грамматикой

Логопед: Дети, я укажу на слово, а вы называйте если было бы нарисовано много (арбузы, ширмы, карманы, парты, травы, трубы, драконы, графины)

9. Формирование навыка слогового анализа.

Логопед: Посмотрите, на магнитной доске картинка «рама». Один ученик у доски, остальные - за партами, составьте фишками схему слогового состава слова. (Вся работа проводится с комментариями ученика, отражающими сведения о порядке следования слогов, их количестве, а также выделении ударного/безударного слогов. Далее осуществляется слоговой анализ слов: роза, рука, горы, радуга, гитара, борода).

10. Автоматизация звука в предложениях. Развитие умений интонационного оформления вопросительных упражнений. +понимание прочитанного

Логопед: Ребята, рак Рок любит фотографировать и хотел показать нам свои снимки, но перепутал их с чужими. Давайте поможем ему? (Детям раздаются фотографий и надписи к ним, дети должны прочитать предложения и верно приклеить их, затем поочередно задают вопросы раку).

1-ый: У Рады розовые розы? рак: Нет, у Рады не розовые розы!

2-ой: У Рады красные розы? рак: Да, у Рады красные розы!

2-ой: Ира ест мороженое? рак: Нет, Ира не ест мороженое!

1-ый: Ира ест пирожное? рак: Да, Ира ест пирожное!

1-ый: Вера собирает помидоры? рак: Нет, Вера не собирает помидоры!

2-ой: Вера собирает огурцы? рак: Да, Вера собирает огурцы!

2-ой: Рая кормит кур? рак: Нет, Рая не кормит кур!

1-ый: Рая кормит кролика? рак: Да, Рая кормит кролика!

11. Автоматизация звука в тексте.

Логопед: Раку Року очень понравилось у нас в гостях. В благодарность он хочет рассказать нам одну историю. (Чтение рассказа логопедом. Беседа по содержанию. Заучивание и пересказ рассказа учениками.)

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец спросил: «Кто разбил?». Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».

12. Подведение итогов урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука [Р]. Логопед дает дифференцированную оценку работы учеников.

Логопед:

Для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный и произносил звук [Р] красиво и правильно, нужно сделать гимнастику. (Дети выполняют упражнения «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: Автоматизация звука [Л] в словах. Задачи: • закреплять звук в самостоятельном произношении (в словах); • развивать навыки звукового.

Конспект занятия «Автоматизация звука [м]» Знаю, как порой трудно подобрать речевой материал для закрепления того или иного звука. В логопедической практике очень часто встречаются.

Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Конспект занятия Форма: Индивидуальное Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах Цель: Закрепить произношение звука [р] в слогах и.

Конспект занятия «Автоматизация звука [с] в словах и в предложениях» I. Организационный момент. Логопед. Ребята, вот мы с вами и встретились, улыбнитесь друг другу и давайте поздороваемся. А сейчас повторим.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ш]» «Проговори «слова-друзья» тройками» Вышка — мышка — пышка; кошка — мошка — ложка; петушок — гребешок — ремешок; шина — машина — крушина;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» Тема: Автоматизация звука Л в словах. Цели: - уточнить.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в словах» Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном.

Конспект открытого занятия «Автоматизация звука [л] в словах» КГУ Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ов Учитель- логопед: Феллер Анастасия Сергеевна Автоматизация звука [л] в словах.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [л] в слогах,.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах». Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах. Задачи: - Продолжать учить выполнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах
Опубликовано: 21 марта 2018 в 10:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» в 1–2 классах» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Балашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД