Ирина Бажина
Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для свистящих звуков [с][з][ц]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений для свистящих звуков С, З, Ц.
1)“Лопаточка” Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Лицо расслаблено, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до пяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если упражнение не получается, то “наказать непослушный язычок”, похлопать верхней губой по языку “пя-пя-пя”.
Публикация «Артикуляционная гимнастика, Комплекс упражнений для свистящих звуков [с][з][ц]» размещена в разделах
2) “Иголочка” Цель: вырабатывать умение произвольно напрягать и удерживать язык в напряжённом состоянии, т. е. делать язык узким, острым.
Улыбнуться, видны зубки, открыть рот, высунуть напряжённый острый язычок.
3) “Иголочка” – “Лопаточка”. Цель: учиться чередовать напряжение и расслабление языка.
4) “Горка” Цель: вырабатывать умение произвольно напрягать и удерживать язык в напряжённом состоянии за нижними резцами.
Улыбнуться, видны зубки, открыть рот, высунуть напряжённый острый язычок, а затем поставить его за нижние резцы и удержать.
5) “Зубки катятся с горки” Цель: вырабатывать умение произвольно напрягать и удерживать язык в напряжённом состоянии за нижними резцами.
Улыбнуться, видны зубки, открыть рот, поставить напряжённый острый язычок за нижние резцы, удержать, затем прикрывая рот скользить верхними альеолами по спинке языка.! Следить, чтобы при закрытии рта улыбка сохранялась, видны зубки.
6) «Кошечка сердится» Цель: вырабатывать умение произвольно напрягать и удерживать язык в напряжённом состоянии за нижними резцами, затем расслаблять.
Улыбнуться, видны зубки, открыть рот, высунуть напряжённый острый язычок, а затем поставить его за нижние резцы и удержать, а затем расслабить (язык как «блинчик» лежит спокойно во рту. Повторить упражнение 3-6 раз.
6) “Насос” Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука “С”. Выполнить упр. 5 и не изменяя позы произнести звук “с” так, как воздух свистит, когда выходит из насоса. Обратить внимание ребёнка на правильную артикуляцию и что струя выдыхаемого воздуха холодная и тонкая (узкая).! Упражнение выполняется после постановки звука логопедом в качестве закрепления уже поставленного звука.