Юлия Бокта
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Прежде чем приступить к рассмотрению упражнений артикуляционной гимнастики, давайте поговорим с вами, о том, что такое «артикуляционная гимнастика», какова ее цель в развитии речи ребенка и для чего она нужна.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, то есть ребенок не осознанно проделывает артикуляционную гимнастику, развивая при этом свой артикуляционный аппарат.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепление и развитие, а также тренировку мышц языка, губ, щек и нижней челюсти, т. е. органов артикуляции.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Ни кто не задумывается, для чего нужны гимнастические упражнения для рук, ног - это дело всем привычное и знакомое. В этом случае, мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
Надо запомнить, что язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для любой другой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и в дальнейшем, правильно произносить звуки.
И так, целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Чёткие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на группы.
Упражнения для языка — развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.
Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.
Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определённом положении.
Упражнения для щёк — ребенок учится надувать щечки, набирая воздух и выпускать воздух, сдувая щеки.
Надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда ребенок освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям (когда язык активно выполняет упражнения).
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы закрепить двигательные навыки. Выполнять упражнения нужно в спокойном темпе, без напряжения и под контролем. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему, что бы он мог видеть артикуляционный аппарат взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику с детьми нужно непринужденно, в игровой форме, но ежедневно по 5-10 минут, 2-3 раза в день. Не нужно повторять одно артикуляционное движение более 5 раз за подход. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Упражнения желательно выбирать из разных групп, например, одно упражнение для щек, одно для губ и два для язычка, для того чтобы были задействованы все органы артикуляции.
С детьми более старшего возраста при подборе комплекса артикуляционных упражнений нужно исходить из того над каким звуком в данное время ведется работа.
Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Сначала упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем он выполняет его самостоятельно. Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.
При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи.
Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно, так как в начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Со временем действия будут совершенствоваться. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:
- рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка или стихотворение). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей;
-показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;
-контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки (в мягкой форме);
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
Помните: ребенку должно быть интересно! Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения, в виде игры используя сказки или небольшие четверостишья. Обязательно надо хвалить ребенка за успехи! Рассмотрим несколько упражнений из общего комплекса, с которых рекомендуется начинать занятия.